Наказание водителю за оставление места дтп в 2016 году


По правилам дорожного движения, при совершении ДТП следует оставаться на месте и ожидать сотрудников ГИБДД. В большинстве случаев, если водитель уехал с места происшествия, ему грозит довольно серьезное наказание. Всегда ли правомерны действия инспекторов ГИБДД, составляющих протоколы об оставлении места ДТП? Как избежать привлечения к ответственности и что необходимо знать каждому водителю, читайте в этой статье.

Обязанности участника ДТП

Досконально правила поведения после аварии знают далеко не все автовладельцы. Между тем, в ПДД четко регламентирован порядок действий в случае, когда произошла дорожная неприятность:

  1. исключить дальнейшее движение транспорта (то есть остановиться);
  2. включить «аварийку»;
  3. выставить аварийный знак;
  4. принять меры к сохранению авто и других предметов в том же положении, в каком они были на момент происшествия;
  5. если есть жертвы – вызвать полицию, скорую медицинскую помощь, оказать первую помощь. В случае необходимости на участнике ДТП лежит обязанность доставления пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение на попутном транспорте;
  6. если нет возможности для свободного движения других транспортных средств, следует освободить проезжую часть дороги, предварительно сделав фиксацию положения предметов (обычно путем фотографирования и видеосъемки, иногда допускается составление схемы);
  7. ждать сотрудников полиции, записать данные свидетелей-очевидцев.

Покидая место ДТП, водитель допускает несоблюдение одного или нескольких пунктов из этого списка.

Когда водителя нет на месте происшествия

Типичными ситуациями, когда к приезду сотрудников ГИБДД участника аварии не оказалось на месте, являются:наказание за оставление места ДТП

  • водитель находился в алкогольном состоянии. Общеизвестно, что в последние годы для тех, кто вел за руль пьяным, наказание ужесточается. Вместе с тем, аварий с серьезными повреждениями машин, жертвами среди людей меньше не становится. Безосновательно надеясь избежать ответственности, такие водители  скрываются с места столкновения машин или наезда на пешехода;
  • если в результате ДТП были причинены серьезные травмы людям, повлекшие смерть или тяжкий вред здоровью: в таких случаях скрываются из-за страха перед уголовным наказанием;
  • тот, по чьей вине были причинены повреждения другому автомобилю, попросту не заметил этого. Так, при выезде с парковки, разворотах часто водитель не замечает, что слегка задел рядом стоящий автомобиль. Эти случаи являются самыми спорными в судебной практике, поскольку возникает вопрос о наличии умысла, который фактически не всегда удается установить;
  • скрываются те, кто рассчитывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности (три месяца). Стоит принять во внимание: с учетом многочисленных камер видеонаблюдения, в настоящее время разыскать виновника аварии для сотрудников ГИБДД не составляет труда;
  • уезжают по причине нежелания ожидать ДПС – назначена встреча, слишком длительное ожидание, важные дела и т.д.

Что грозит водителю, покинувшему место аварии

В Государственную Думу уже внесены предложения об изменениях административного и уголовного законодательства. Так, в ряде случаев предлагается  ввести новую статью в УК РФ за оставление места ДТП, при этом наказание будет в виде лишении свободы сроком от двух до пяти лет. На сегодняшний момент подобные действия могут быть квалифицированы как оставление человека в опасности.

Пример. На трассе в ночное время Иванов А.А. сбил пешехода Петрова О.О. на обочине – это был водитель остановившегося автомобиля. Иванов А.А. видел, что потерпевший находится в бессознательном состоянии, присутствовали видимые повреждения головы, рук, были раны на теле. Иванов А.А. оставил место наезда, не выполнив требования ПДД об оказании помощи пострадавшему. Впоследствии Петрова О.О. доставили в больницу группа дальнобойщиков, через несколько часов после произошедшего. В больнице Петров О.О. скончался. Согласно заключению эксперта, при условии своевременно оказанной медицинской помощи Петров О.О. остался бы жив. В суде государственному обвинителю удалось доказать, что Иванов А.А. видел, какие повреждения присутствуют на голове и теле Петрова О.О., однако оставил потерпевшего одного в ночное время в беспомощном состоянии. Иванов А.А. был осужден по двум статьям – ч. 1 ст. 264 УК РФ (нарушение правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью) и 125 УК РФ (оставление в опасности) к лишению свободы.

Приведенный пример нечасто встречается на практике, поскольку требует наличия достаточных доказательств считать действия виновника происшествия умышленными.

Намного чаще у тех, кто решил не дожидаться инспекторов ГИБДД, наступает административная ответственность:

  • арест на срок до 15 суток;
  • лишение права управления на срок от одного до полутора лет.

Специалисты в области дорожного права давно высказываются в пользу снижения установленного в настоящее время минимума срока, предусмотренного для лишения прав. Кроме того, указанным выше законопроектом предложено ввести штрафные санкции (до 30000 рублей) наряду с уже предусмотренными – ведь никакого денежного наказания на сегодняшний день КОАП РФ за покидание места ДТП не содержит.

Предложение об ужесточении наказания за отсутствие водителей на месте происшествия с одновременным снижением нижней планки срока лишения ВУ  может показаться нелогичным. Вместе с тем, судебная практика оспаривания протоколов по таким правонарушениям настолько многообразна, насколько разными могут быть ситуации на дороге.

Так, иногда водители с небольшим стажем по невнимательности могут «задеть» другую машину и уехать по своим делам. Впоследствии, несмотря на причинение незначительных повреждений, такие рассеянные автолюбители будут лишены возможности сесть за руль как минимум на год.

В то же время, верхнюю грань административного наказания снижать не собираются – слишком много в последнее время случаев намеренного отсутствия тех, кто находился в состоянии алкогольного опьянения. Таким образом, грядущие изменения в законодательстве дают возможность судьям максимально индивидуально подходить к решению вопроса о наказании по административным делам данной категории.


Когда оставление места происшествия обоснованно

Понятно, что ответственность за то, что уехал с места столкновения автомобилей или наезда на пешехода наступает не всегда. Автолюбителю будет полезно знать, что его отсутствие не будет наказуемым, если:

  1. между двумя (не более) участниками аварии составляется европротокол – документ, позволяющий заключить письменное соглашение о возмещении до 50000 рублей, без вызова ДПС. Такой вариант возможен, если соблюдены следующие условия:
    • нет пострадавших физически, повреждено только имущество;
    • у водителей есть ОСАГО (у обоих);
    • достигнуто согласие о характере повреждений, их количестве и стоимости восстановительных работ;
    • достигнуто согласие и нет возражений по обстоятельствам произошедшего – времени, месте, виновности, расположения автомобилей и т.д.;

    Если хотя бы одно условие не было выполнено, европротокол может быть признан недействительным и, следовательно, оставление места ДТП повлечет наказание.

  2. оба водителя составили схему происшествия и направились к ближайшему посту ДПС, чтобы там оформить все необходимые документы. При этом нет пострадавших лиц и спора об обстоятельствах.
  3. водитель увез пострадавшего для оказания медицинской помощи в ближайшую больницу. Законодатель, с одной стороны, предусмотрел в ПДД обязанность участника происшествия оказать помощь потерпевшему, с другой стороны – нельзя отлучаться с места аварии. Основанием для освобождение от административной ответственности будет невозможность иным способом оказать потерпевшему необходимую помощь в связи с полученными повреждениями. Важно понимать, это основание носит исключительный характер. Кроме того, уехавший должен зафиксировать положение предметов и после выполнения своего гражданского долга вернуться.
    Пример. Произошло столкновение двух автомобилей под управлением Сидорова А.А. и Мамонова Е.Е., пострадал пассажир в машине последнего – Горин М.М., которому срочно нужна была медицинская помощь. Поскольку дорожное происшествие произошло в черте города, проезжавшие мимо люди останавливались, предлагали свои услуги по доставлению Горина М.М. в больницу, также была вызвана скорая помощь. Не дожидаясь приезда скорой помощи, буквально через две минуты после ее вызова Мамонов Е.Е. скрылся с места ДТП на собственном автомобиле, при этом он увез в ближайшую поликлинику Горина М.М. После оказания помощи потерпевшему Мамонов Е.Е. на место аварии не вернулся. Поскольку в данном случае возможность транспортировки пострадавшего другими лицами имелась, жалоба Мамонова Е.Е. на постановление о привлечение его к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ вышестоящим судом была отклонена.
  4. есть необходимость в освобождении проезжей части от фрагментов автомобиля, самого поврежденного автомобиля. В этом случае также нужно выполнить обязанность зафиксировать все, как было на момент аварии. Лишь после этого можно переставить машину в сторону, чтобы дать возможность проехать другим автолюбителям. Напомним, что любое перемещение машины правилами запрещено, если ситуация не носит исключительного характера, о котором мы рассказали выше.

Участник ДТП уехал с места: другие последствия

Если вы нарушили ПДД и решили не дожидаться приезда сотрудников ГИБДД, то, кроме привлечения к административной ответственности, вероятны следующие последствия:

  • ситуация, при которой возникла авария, может быть искажена: ведь схема будет составлена со слов другого участника и свидетелей, которые могут не обратить внимание на важные нюансы. Впоследствии доказать в суде, что зафиксированная схема не соответствует действительности, будет практически невозможно.

В большей степени это касается потерпевших, которые по своей инициативе покинули место ДТП.

Пример. Водитель Тарасов В.В., управляющий своим автомобилем, стал потерпевшим в результате несоблюдения Поповым А.В. правил дорожного движения: он начал движение на запрещающий сигнал светофора, в результате чего машине Тарасова В.В., который двигался на разрешающий сигнал, были причинены повреждения. Составлять европротокол оба мужчин отказались, так как были не согласны с мнением друг друга об оценке и виновности (Попов А.В. утверждал, что начал движение, когда был желтый свет и просто не успел закончить маневр). Поскольку Тарасов В.В. опаздывал на рейс, он уехал, не составив схему и не сфотографировав положение транспортных средств на дороге. Впоследствии ему не удалось доказать, что виновником является не он, а Попов А.В.: двое пассажиров, которые ехали в машине с Поповым А.В., дали пояснения о том, что их автомобиль двигался на разрешающий сигнал. Таким образом, несоблюдение Тарасовым В.В. правил дорожного движения о необходимости пребывать там, где было столкновение, повлекло искажение аварийной ситуации и, как следствие, необоснованное привлечение к административной ответственности фактически невиновного.
  • Особые условия выплат по ОСАГО предусмотрены федеральным законодательством для тех, кто виновен в ДТП и при этом скрылся с места происшествия.

Известно, что все расходы по возмещению повреждений, причиненных виновником, компенсирует его страховая компания. В то же время, во все договоры страхования внесен особый пункт: в случае, когда на месте отсутствует водитель, виновный в причинении повреждений другой машине, страховая компания вправе взыскать в порядке регресса все понесенные ею затраты на возмещение. Этим пунктом страховщики активно пользуются.

Пример. Виновный в происшествии Новиков С.С. уехал, не дождавшись ДПС. В результате потерпевший Серов В.В. обратился с требованием к страховой компании Новикова С.С. о возмещении 350000 рублей в счет расходов на ремонт своего автомобиля. После того, как по решению суда в порядке исполнения Серов В.В. получил денежные средства, страховая обратилась в суд с регрессным иском к Новикову С.С. о возмещении не только 350000 рублей, но и расходов по участию в судебном рассмотрении первоначального иска (стоимость госпошлины, оплата труда юриста и т.д.). Суд регрессный иск удовлетворил, мотивируя правилами п. 76 Правил ОСАГО о необходимости присутствия на месте виновного лица.

Итак, подведем итоги

  1. Если вы попали в аварию, помните, что нужно дождаться сотрудников ГИБДД.
  2. Исключительными обстоятельствами могут быть: невозможность иным способом доставить потерпевшего в больницу, составление европротокола, намерение обоих водителей обратиться к сотрудникам ближайшего поста ДПС с уже составленной схемой, освобождение дорожного пространства для других участников движения.
  3. Если эти исключительные обстоятельства имелись, нужно принять меры к фиксации расположения транспорта.
  4. По состоянию на 2016 год наказание за оставление места ДТП может быть только в виде ареста или лишения прав, штраф не предусмотрен. Кроме того, в конечном итоге вам придется выплатить расходы потерпевшей стороны в полном объеме.

Вопрос - ответ

Вопрос:
Мой ребенок бросил из окна нашей машины мяч в пешехода, мы не остановились  Что грозит водителю – отцу ребенка за скрытие с места ДТП? Пешеход написал на нас заявление.

Водителю ничего не грозит, поскольку сам факт дорожно-транспортного происшествия отсутствует: автомобиль не является «участником» действий вашего ребенка. Показательным примером отсутствия происшествия является одно из Постановлений Верховного суда: камнем из-под колес автомобиля было разбито лобовое стекло другой машины. Водитель был признан виновным в том, что не остался на месте ДТП. Верховный Суд с такой позицией не согласился, указав, что самого происшествия не было – повреждения другому автомобилю были причинены вне зависимости от действий водителя, ведь он не мог предвидеть таких последствий.

Вопрос:
Я наехал на металлическое ограждение возле учреждения.  Светит ли мне какое-либо наказание, с места наезда я уехал, ущерб от повреждения возместить согласен?

В практике имеются случаи, когда водитель привлекается к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ за то, что уехал после повреждения сооружения, постройки и т.д. В описанной вами ситуации вы будете подвергнуты наказанию по указанной статье, поскольку ваш автомобиль стал участником дорожно-транспортного происшествия с повреждениями, причиненными имуществу. Если вы в добровольном порядке погасите ущерб от наезда, это будет смягчающим обстоятельством, влияющим на вид и размер наказания.

Вопрос:
Если я наехал на какой-то предмет, лежащий на дороге и поехал дальше, будет ли это правонарушением по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ? Повреждения причинены только моей машине.

По смыслу ст. 2.5 ПДД и ст. 12.27 КОАП РФ ваши действия, как это не парадоксально звучит, подпадают под умышленное оставление места ДТП. Вместе с тем, Верховный Суд РФ разъяснил, что подобные несоблюдения ПДД являются малозначительными, поскольку не создают опасности для других лиц, другому имуществу, не причиняют вред никому, кроме самого водителя. На основании ст. 2.9 КОАП РФ, в силу малозначительности, виновный может быть освобожден от наказания.

Вопрос:
Чтобы избежать столкновения, из-за созданной автомобилем Фольксваген помехи я увернулся вправо и совершил столкновение с автомобилем Лада. Фольксваген не получил каких-либо повреждений, продолжил движение и скрылся, будет ли водитель данной машины нести ответственность по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ?

Отсутствие повреждений на автомобиле под управлением виновного в ДТП гражданина не освобождает от обязанности следовать требованиям ПДД о нахождении на месте происшествия. Поэтому водитель Фольксваген должен быть привлечен к ответственности.

Вопрос:
Что будет, если оба участника происшествия покинули место столкновения?

Эти водители не смогут возместить вред через страховые компании, поскольку обстоятельства не зафиксированы сотрудниками ДПС. Кроме того, доказать в суде причиненный каждому из них вред будет крайне затруднительно.

 

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

10 комментариев

  1. Равносильно ли понятие "оставление места дтп" (формулировка ч2 ст12.27 КоАП РФ) и "скрылся с места дтп" (формулировка в законе об ОСАГО, дающая страховщику право регресса)? Ситуация такая: после дтп один из водителей уехал и вернулся, вторая машина была без хозяина. Хозяин объявился на следующий день. Виновник дтп предложил вызвать аварийного комиссара (и вызвал, комиссар прибыл). Но отсутствующий во время дтп водитель не захотел оформлять через комиссара (принципиально) и вызвал ГБДД, которые составили протокол по ч2 ст12.27КоАП РФ. Виновник дтп при составлении протокола и при приезде ГИБДД присутствовал, давал пояснения что умысла скрываться у него не было. Однако это не помогло избежать привлечения к ответственности (2 суток ареста). Теперь думаем, будет ли регресс от страховщика обоснованным. Ведь в законе не должно быть подмены одного понятия другим. Или все же это равносильно ("оставить место дтп" и "скрыться с места дтп"? Если у кого есть примеры судебных дел, пришлите пожалуйста.

    • Здравствуйте, Анна. Есть постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.12.2001 № 195 с последующими изменениями, где в п. 11 подробно объясняется, что входит в понятие объективной стороны ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ (по сути, это есть нарушение п. 2.5 ПДД). В вашем случае я не совсем согласна с ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ, поскольку это, скорее всего, ч. 1 ст. 12.27 КОАП РФ — невыполнение водителем общих обязанностей при ДТП. Хотя практика в разных регионах может быть разной. Если останется в силе решение о привлечении по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ, это и будет считаться оставлением места ДТП по смыслу договора страхования.

  2. Если стояла моя машина на парковке..стала выезжать и ударила машину стоявшую с зади.у меня сломан бампер а у того водителя вмятина.водителя не было а я уехала..что может выйти в итоге

    • Здравствуйте, Анжелика. В случае обнаружения информации о вашей машине по данным видеокамер вам грозит привлечение к административной ответственности и ремонт обеих машин за свой счёт. Если вас не установят — вам ничего не грозит, кроме затрат на собственный ремонт.

  3. добрый вечер!
    выезжала с парковки и не рассчитала траекторию (до упора выкрутила руль вправо) и своим передним колесом коснулась машины слева. Вышла повреждений, вмятин, царапин не обнаружила. Сигнализация у задетой машины не сработала. Стала спрашивать окружающих кто хозяин. Никто не знает. Пару раз ударила по капоту, сигналка не работает, хотела владельца так вызвать. У меня в машине 2 детей, написала записку и уехала. Как узнать, что меня лишили прав?

    • Здравствуйте, Наталья. Узнать об административном наказании вы можете на сайте ГИБДД или обратившись лично в отделение. Вы должны были остаться на месте и дождаться хозяина либо вызвать сотрудников инспекции.

  4. Здравствуйте. Я стаял на аварейке на трассе в третьем ряду, машина вообще за глохла. Меня пока брали на буксир. Из меня случилось ДТП без жертв! А я сел и меня увезли. Что мне за это грозит??? Ответьте пожалуйста.

    • Здравствуйте, Михаил. На ваш вопрос невозможно ответить, не ознакомившись с документами, составленными инспекторами ГИБДД. Вопрос здесь в установлении вашей вины и осведомленности о том, что произошло ДТП. Если вы знали, что произошло ДТП и все же уехали (в законе ведь не сказано, на чем и на каком транспорте вы покинули место происшествия), то привлечение к ответственности за оставление места ДТП вполне возможно.

    • Здравствуйте, Дима. Слишком мало информации: на какое препятствие был наезд, зафиксировано ли ДТП. Если происшествие незначительное и при этом ущерба никому не нанесено, смысла через два месяца инициировать вопрос о своём участии в ДТП не вижу. Если ущерб имеется, можно попробовать самостоятельно его возместить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарий появится на сайте после прохождения модерации, не нужно отправлять его несколько раз.