Административный надзор за освобождаемыми из мест лишения свободы



В одной из наших статей мы подробно рассказывали о работе участковых уполномоченных полиции. Одним из видов деятельности участковых является профилактика повторных преступлений и особый контроль за лицами, уже побывавшими в местах лишения свободы. По статистике, тяжкие и особо тяжкие преступления чаще всего совершают именно те, кто уже был осужден ранее. Психологические трудности адаптации после освобождения, бытовая неустроенность, отсутствие работы, прежнее криминальное окружение – вот только несколько причин, из-за которых люди, имеющие судимость, вновь нарушают закон. Задача правоохранительных органов – предотвратить повторную преступность.

Законодательством предусмотрен ряд нормативных актов, регулирующих порядок применения дополнительных мер и временных ограничений к ранее судимым лицам. Наблюдение за освободившимися из мест лишения свободы лицами называется административным надзором.

Профилактический контроль и предотвращение преступлений

Общие положения о профилактике правонарушений и преступлений содержатся в Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». К примеру, в статье 17 данного закона определены основные формы профилактического воздействия:

  • правовое просвещение и информирование – доведение до сведения организаций и граждан правовой информации о недопустимости нарушений закона в той или иной сфере, в том числе путем публичного размещения таких сведений в СМИ;
  • беседа профилактического характера – индивидуальная работа с отдельными лицами о правовой и моральной ответственности перед обществом. Обычно беседа является «инструментом» контроля, который постоянно используют в своей работе сотрудники полиции и ФСИН;
  • официальное предупреждение о недопустимости антиобщественного поведения – письменное предостережение о возможных правовых последствиях, в том числе уголовного характера, в случае отсутствия исправления. Формы предупреждений и предостережений разрабатываются для правоохранительных органов в отдельных правовых актах, постановлениях, приказах и т.д.;
  • постановка на профилактический учет – особый реестр правонарушителей, используемый в правоохранительной системе при осуществлении контроля за поведением потенциальных преступников;
  • внесение представления об устранении причин, способствовавших совершению правонарушений – органы следствия и прокуратуры, а также подразделения полиции вправе вносить такие представления в любую организацию, в которой был выявлен проступок. По итогам рассмотрения представления в течение 1 месяца организация обязана отчитаться о принятии мер профилактики;
  • социальная адаптация и ресоциализация – комплекс мероприятий, которые применяются государственными органами в целях оказания помощи лицам, оказавшимся в трудных ситуациях, в том числе помощи в трудовом и бытовом устройстве. Особенно остро в таком содействии нуждаются отбывшие наказание граждане;
  • профилактический надзор – наблюдение за поведением лица с целью предотвращения преступлений. Одной из форм профилактики является административный надзор, который представляет собой специализированный государственный контроль полиции за теми, кто склонен к совершению преступлений или потенциально могут совершать преступления. Это не наказание за совершенные преступления, а мера по предотвращению нового.

От административного надзора следует отличать полномочия органов внутренних дел по контролю за поведением отбывающих виды наказаний, не связанных с лишением свободы – условное осуждение, обязательные и исправительные работы, ограничение свободы. С такими лицами профилактическая и воспитательная работа ведется полицией совместно с уголовно-исполнительной инспекцией. При этом полномочия полиции, которые заключаются в проверке осужденных по месту жительства и в общественных местах, сборе характеризующих сведений и т.д. определяются нормами уголовно-исполнительного законодательства и статьей 12 закона «О полиции».

Возможность контроля участкового уполномоченного за условно осужденными сохраняется только до окончания испытательного срока, за осужденными к обязательным, исправительным работам – до окончания срока работ.

Что касается административного надзора, полномочия полицейских заключаются в контроле за поведением лиц после отбытия наказания в виде реального лишения свободы и определяются отдельным федеральным законодательством.

В 2011 году был принят и действует в настоящее время Федеральный закон N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Специалистами уголовного и уголовно-исполнительного права отмечалось, что с принятием этого закона число преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, совершенных ранее судимыми лицами, с каждым годом понемногу уменьшается. Считается, что институт административного надзора положительно влияет на сдерживание роста именно «рецидивной» (то есть повторной) преступности.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: общие положения

В соответствии со статьей 1 Закона №64-ФЗ, таким надзором является наблюдение сотрудниками органов внутренних дел за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, определенных запретов (ограничений) и за исполнением возложенных обязанностей.

Такое наблюдение заключается в проведении контролирующих, проверочных мероприятиях. Осуществляется оно участковыми уполномоченными полиции по месту жительства поднадзорного в пределах территориального участка, работа на котором входит в их компетенцию.

Полномочия возникают у полицейского только после того, как вступит в законную силу решение суда, которым установлен надзор.

В зависимости от личности бывшего заключенного, характера и степени совершенных им преступлений, с учетом его поведения после освобождения судом могут быть установлены следующие ограничения:

  1. запрет пребывания в определенных местах (кафе, рестораны);
  2. запрет посещать места массовых мероприятий (митинги, концерты и т.д.);
  3. запрет покидать место жительства в определенное время (обычно это ночное время, при этом должен быть указан конкретный промежуток – к примеру, с 22 часов до 6 утра);
  4. запрет выезда за пределы муниципального образования.

Из перечисленных видов ограничений в рамках административного надзора может быть установлено как одно, так несколько ограничений одновременно.

Вне зависимости от личности освобожденного из колонии лица, судом в обязательном порядке устанавливается обязанность регистрации в органе полиции по месту жительства, до 4-х раз в месяц. Кроме того, если поднадзорный был ранее судим за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего и/или не имеет постоянного места жительства, запрет выезда за пределы определенной территории (чаще всего – города, в котором пребывает), обязателен.

После того, как решение суда вступило в силу, человека пригласят в опорный пункт полиции и под подпись, письменно разъяснят ему правила соблюдения ограничения и ответственность за нарушения. Обычно с этого дня начинается отсчет нахождения под надзором (исключение – со дня вступления в законную силу решения суда, если основанием для надзора являлось неоднократное совершение административных правонарушений).

Порядок осуществления надзора закреплен в Приказе МВД России от 08.07.2011 №818.

Полномочия участковых полицейских заключаются в непосредственном посещении поднадзорного гражданина по месту его жительства (пребывания), в том числе в ночное время, если соответствующее ограничение было установлено судом. Кроме того, полицейские проверяют лиц, судимых ранее, по базе привлеченных к административной ответственности – так выявляются те, кто нарушил порядок пребывания под надзором и снова преступил закон. В дни явки на регистрацию участковый фиксирует прибывшее лицо в специальном журнале, где поднадзорный ставит свою подпись.

административный надзор за осужденными после освобожденияУчастковый уполномоченный не ограничивается формальной постановкой на учет и проверкой соблюдения ограничений судимым человеком. Обычно полицейские стараются выяснить образ жизни поднадзорного, беседуют с его родственниками, выясняют близкое окружение – личности знакомых, приятелей, соседей.

Нередко ранее судимые уже сразу после освобождения возвращаются к криминальной деятельности. В отдельных случаях человек становится на путь исправления, устраивается на работу, исключает принятие алкоголя и запрещенных веществ. Огромную роль в этих вопросах играет семья, образование, наличие места для постоянного проживания и бытовые удобства.

Участковому необходимо проявить индивидуальный подход к каждому освобожденному из исправительного учреждения, установить его увлечения, с кем общается, не состоит ли в преступных группировках и т.д. На основании полученных сведений делается вывод о склонности к антиобщественному поведению, о необходимости усиленного контроля, о длительности наблюдения и т.д.

Участковый уполномоченный полиции, действуя в рамках полномочий по надзору за осужденными после освобождения, вправе запрашивать характеризующие данные на поднадзорное лицо (с места работы, учебы и т.д.), вызывать его в пункт полиции для проведения беседы, получения объяснения.

Полицейский может зайти в жилище поднадзорного в то время суток, когда ограничением предписано находиться дома (в том числе в ночное время).

Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор

Статьей 3 Закона ФЗ-64 определен круг лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор:

1. В первую очередь, это лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы и на момент установления надзора имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Уголовный кодекс РФ (ст. 15 УК РФ) предусматривает 4 категории (степени) преступления, которые определяются в зависимости от характера, последствий и т.д. Наименее опасными преступлениями являются деяния небольшой тяжести, к которым относятся побои, причинение незначительного ущерба в результате обычной кражи, повреждение имущества и т.д. Далее статьей предусмотрены преступления средней тяжести, за которые может быть максимальное наказание 5 лет лишения свободы. Виновным в совершении таких преступлений, если ранее не было случаев привлечения к уголовной ответственности, часто назначают ограничение свободы, обязательные и исправительные работы, лишение свободы условно. В отношении осужденных за преступления небольшой и средней тяжести административный надзор не устанавливается, если только это не повторные преступления в биографии лица.

Иные правила при осуждении человека за преступления тяжкого (до 10 лет лишения свободы включительно) и особо тяжкого преступления (свыше 10 лет лишения свободы). К таким чрезвычайно опасным преступлениям относятся разбои, убийства, изнасилования, вымогательства, сбыт наркотических веществ и т.д. Законодатель справедливо счел, что судимые за такие преступления лица нуждаются в особом контроле, поэтому такой категории граждан устанавливается административный надзор.

2. Лица, которые осуждались к лишению свободы при наличии признаков рецидива, то есть повторного преступления при непогашенной предыдущей судимости. После отбытия наказания за совершение повторного преступления будет установлен надзор.

3. Лица, которые осуждены за умышленное преступление, посягающее на права несовершеннолетнего лица. К таким преступлениям относятся не только деяния против половой неприкосновенности, но и любые другие: к примеру, кража у ребенка телефона, причинение несовершеннолетнему телесных повреждений и т.д.

4. Лица, которые были осуждены за два и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконная перевозка, приобретение и хранение наркотического средства в значительном размере), ст. 228.3 УК РФ (те же действия в отношении прекурсоров и растений, содержащих прекурсоры наркотиков или психотропных веществ), ч. 1 ст. 231 УК РФ (незаконное культивирование наркосодержащих растений в крупном размере), ч. 1 ст. 234.1 УК РФ (незаконный оборот новых психоактивных веществ).

Административный надзор устанавливается судом в отношении лиц четырех вышеперечисленных категорий, при соблюдении следующих условий одновременно:

  • данные лица являются освободившимися из мест лишения свободы, то есть им назначалось наказание в виде изоляции от общества в колонии-поселении, исправительной колонии общего, строгого или особого режимов.
  • судимость не погашена. Что это означает? Ранее в отдельной статье мы подробно писали, когда судимость снимается при осуждении за разные преступления. Еще раз напомним читателю, что в соответствии со ст. 86 УК РФ за преступления тяжкого характера судимость погашается по истечение 8 лет с момента освобождения из колонии, за особо тяжкие преступления — по истечение 10 лет. К примеру, административный надзор устанавливается лицу, осужденному за совершение мошенничества в крупном размере (наказание до 6 лет лишения свободы, тяжкое преступление) в течение 8 лет со дня освобождения; осужденному за совершение убийства (особо тяжкое преступление) – в течение 10 лет со дня его освобождения из колонии.
  • указанные лица в период отбывания наказания в колонии было признаны злостными нарушителями порядка или совершили в течение одного года после освобождения более двух административных правонарушений против порядка управления, общественного порядка, безопасности и общественной нравственности. Наличие фактов нарушения отбывания лишения свободы должно подтверждаться соответствующими приказами о наложении мер взысканий (к примеру, о помещении в штрафной изолятор, о наложении штрафа и т.д.). Соответственно, наличие фактов привлечение к административной ответственности (к примеру, за появление в обществе в пьяном виде, за потребление алкоголя в общественном месте, за неповиновение законным требованиям сотрудников полиции и т.д.) должно подтверждаться постановлениями.

Закон отдельно устанавливает положения для тех, кому административный надзор должен быть установлен в отсутствие условия о наличии нарушений порядка отбывания наказания или наличия административных правонарушений (так называемый обязательный надзор):

  • осужденные за совершение преступления против половой неприкосновенности ребенка (изнасилование, насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего или малолетнего).
  • отбывшие наказание при особо опасном или опасном рецидиве. В соответствии со ст. 18 УК РФ, рецидив может быть «обычным», опасным, особо опасным — к примеру, когда при непогашенной судимости за убийство человек вновь совершает убийство. Если рецидив не является опасным или особо опасным, то лицу административный надзор может быть установлен только при соблюдении условия о нарушении порядка отбывания наказания или наличии фактов совершения административных правонарушений против общества, порядка управления и т.д.
  • судимые за совершение преступлений тяжкого или особо тяжкого характера по мотивам расовой, национальной, религиозной ненависти, а также за совершение деяний террористической направленности.
  • лица, которым уже был ранее установлен административный надзор, но они вновь совершили преступление в период его действия.

Перечисленным категориям граждан избежать административного надзора не удастся даже в случае примерного поведения после освобождения.

С введением Закона №64-ФЗ в действие возникали вопросы правоприменения. К примеру – возможно ли установление надзора в отношении тех, кто совершил преступление в несовершеннолетнем возрасте? Верховный суд РФ разъяснил, что при достижении совершеннолетия к моменту освобождения из колонии надзор установить допустимо. В разъяснениях также обращено внимание и на возможность применения надзора к иностранным лицам, в том случае, если таковые постоянно и на законных основаниях проживают на территории России.

Некоторые специалисты уголовно-исполнительного права считают, что к лицам, освободившимся условно-досрочно из колоний административное наблюдение неприменимо, поскольку такие граждане не считаются отбывшими наказание. Как только неотбытое время, на которое досрочно лицо было освобождено, истечет, применение положений Закона № 64-ФЗ допускается. Вместе с тем, Верховный суд РФ в своем Постановлении Пленума ВС РФ от 16.05.2017 №15 разъяснил, что условно-досрочно освободившимся из колоний лицам установление надзора возможно.

Вопрос:
Ведется ли уголовный надзор за женщинами?

Да, если они подпадают под критерии, которые мы привели выше. В то же время, следует отметить, что численность женщин все же меньше среди неоднократно судимых лиц.

Срок надзора

Административный надзор всегда устанавливается на определенный срок:

  • до окончания срока погашения судимости – для тех, кто привлекался к уголовной ответственности при опасном или особо опасном рецидиве, или по уголовным делам о преступлениях против несовершеннолетних, а также для совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления против личности (убийства, причинение тяжких телесных повреждений и т.д.);
  • от 1 до 3-х лет — для остальных лиц, которым установлен надзор. Этот срок может быть продлен, в том числе неоднократно, на 6 месяцев, но окончательно не может выходить за пределы срока погашения судимости.
Пример. Гришанову А.К., судимому за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 161 УК РФ (грабеж с применением насилия) установлен административный надзор на срок 3 года. С учетом его поведения полиция несколько раз обращалась в суд с заявлениями о продлении наблюдения на 6 месяцев, решениями суда заявления были удовлетворены. При этом судом были соблюдены требования закона, и общий окончательный срок надзора не выходил за пределы 8 лет со дня освобождения из колонии (судимость за тяжкие преступления погашается в течение 8 лет).
Вопрос:
На каком основании могут продлить надзор?

В соответствии со ст. 7 ФЗ-64 такими основаниями являются:

  • совершение в период нахождения под надзором преступления, за которое лицо осуждается к любому наказанию, кроме лишения свободы. Пример. Власову П.Р., освободившемуся из колонии, установили надзор на 1 год. В течение этого года Власов совершил два преступления небольшой тяжести, за которые ему назначили обязательные работы. В отношении него срок надзора был продлен на 6 месяцев.
  • совершение в период надзора лицом повторного преступления, за которое оно осуждается условно или с отсрочкой, а также освобождается с назначением уголовно-судебного штрафа. Пример. Ранее судимой Петровой О.Р., находящейся под надзором, назначили за повторное преступление наказание в виде лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания до достижения 14-летнего возраста сына. В этой связи Петровой О.Р. также продлили срок надзора.
  • совершение в течение одного года двух или более административных правонарушений против общественного порядка, общественной безопасности, а также некоторых отдельных нарушений Правил Дорожного Движения (управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения — ст. 12.8 КОАП РФ, невыполнение требований о прохождении медосвидетельствования ст. 12.26 КОАП РФ).

Срок административного надзора временно приостанавливается, если гражданин скрылся от контроля и находится в розыске, заключен под стражу или осужден к таким видам наказания, как лишение свободы или принудительные работы. Когда обстоятельство, в связи с которым срок был приостановлен, прекращается, то течение времени административного надзора продолжается.

Пример. Соловину П.Л. был установлен надзор 20.01.2020 сроком на три года. В 02 марта 2020 года Соловин П.Л. скрылся от контроля и не поставил в известность полицию о смене места жительства. По этим причинам он был объявлен в розыск, задержан 13.04.2020 в другом городе. Из общего срока, равного трем годам, период с 02.03.2020 по 13.04.2020 подлежит «изъятию». Таким образом, окончание надзора в отношении Соловина А.Л. автоматически сдвигается на 42 дня (29 дней уклонения в марте и 13 в апреле). Прекращение надзора будет иметь место не 20.01.2023 года, а 04.03.2023 (если, конечно, не будет больше никаких нарушений со стороны поднадзорного).

Еще раз напомним, что общий период надзора, вне зависимости, продлевался или нет, не может выходить за пределы срока погашения судимости.

Процедура установления административного надзора

Порядок установления судимому лицу ограничений в рамках административного надзора регулируется главой 29 Кодекса административного производства РФ.

Решение выносится по результатам рассмотрения иска. Административным истцом по таким делам является руководитель УМВД, административным ответчиком – освободившийся из мест лишения свободы гражданин. Иск подается в районный суд по месту жительства ответчика, как и по общему правилу в гражданскому процессе. Если административный иск подается исправительным учреждением при освобождении лица из колонии, то это будет районный суд по месту нахождения этой колонии.

В соответствии со ст. 271 КАС РФ, в административном исковом заявлении должно быть указано:

  • наименование суда, в который обращается административный истец.
  • данные об истце и ответчике, включая место проживания, количество приговоров, по которым осуждался ответчик. Если гражданин не имеет постоянного места жительства или прописки, разрешается подать заявление по месту нахождения, где человек больше всего проводит время, ночует и т.д. Об этом тоже необходимо указать.
  • основания для установления административного надзора в соответствии с Федеральным законом – правонарушения, рецидив и т.д.
  • срок административного надзора, на который, по мнению административного истца, необходимо установить надзор, а также виды ограничений.

К исковому заявлению необходимо приобщить приложение — копии приговоров, постановлений об административных правонарушениях, рапорт-характеристика, а также документ, подтверждающий вручении копии искового заявления ответчику.

В отличие от общих положений гражданского судопроизводства, данное исковое заявление не может быть оставлено без движения, даже если обязательные рекомендации по содержанию не соблюдены. Недостатки устраняются при непосредственном рассмотрении административного дела. В то же время, возвратить судья заявление может – к примеру, если оно подписано не уполномоченным лицом или неподсудно данному суду.

Все участники извещаются судом о назначенной дате рассмотрения искового заявления. В судебном заседании принимает участие прокурор, который проверяет обоснованность заявленных требований административного истца и дает свое заключение. Неявка представителя ОВД и прокурора не препятствует рассмотрению дела, а вот ответчик должен быть обязательно. Вместе с тем, в отдельных случаях – к примеру, когда он находится в розыске, его интересы может представлять адвокат, назначенный судьей.

Законом установлено, что обязанность доказывать предмет иска, то есть необходимость в установлении надзора, возложена на истца – представителя органов внутренних дел. Он обязан представить суду доказательства, свидетельствующие об антиобщественном поведении ответчика, его образе жизни, выявленных в ходе проверках негативных обстоятельствах и т.д. В то же время, суду предоставлена возможность принятия решения об установлении надзора на другой срок, нежели было заявлено в иске, а также о других ограничениях.

Напомним, что являться на регистрацию (то есть, отмечаться у участкового) является обязательным ограничением, которое должно быть указано в решении суда.

Заявление об установлении административного надзора должно быть рассмотрено в течение 10 дней со дня поступления, решение изготавливается в день оглашения и вручается сторонам. Апелляционная жалоба может быть подана в течение 10 дней в вышестоящий суд.

Административное исковое заявление об установлении дополнительных ограничений или о продлении срока подается и рассматривается по тем же правилам органом внутренних дел. Подать заявление о частичной отмене установленных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора может сам поднадзорный или его представитель. Таким же правом обладает и прокурор, если ввиду уважительных причин (к примеру, по болезни) гражданин не может самостоятельно обратиться в суд.

Как снять надзор после освобождения из тюрьмы?

Административное исковое заявление о досрочном прекращении надзора может быть подано только по истечении как минимум половины срока. К примеру, Петрову В.В. был установлен административный надзор на срок 2 года. Только после истечения одного года Петров В.В. может обратиться в суд с заявлением:

В Ленинский районный суд г. Петровска

Административный истец (данные поднадзорного лица):
Петров Василий Васильевич,
13.12.1980 г.р., уроженец г. Петровска,
проживающий в г. Петровск, ул. Мытная, д. 34, кв. 8.
тел. 893939

Административный ответчик:
УМВД России по городу Петровску,
г. Петровск, ул. Гвардии, д. 18,
тел. 894990

Факс 893993, электронная почта полиция.мейл

 

Административное исковое заявление
о досрочном прекращении административного надзора
(образец)

Решением Ленинского районного суда г. Петровска от 20.02.2020 на основании административного искового заявления руководителя УМВД России по г. Петровск в отношении Петрова В.В., 1980 г.р., был установлен административный надзор сроком на 2 года, с установлением ограничений:

  • не выезжать за пределы муниципального образования «г. Петровск»;
  • регистрация в УМВД России по г. Петровску 2 раза в месяц;
  • находиться по месту проживания г. Петровск, ул. Мытная, д. 34, кв. 8 в ночное время, с 22 часов до 6 часов утра.

Указанные ограничения административным истцом соблюдаются, нарушения общественного порядка не допускаются. Согласно характеристики с места работы, истец характеризуется исключительно с положительной стороны, нарушений трудовой дисциплины не имеет, работу выполняет в срок и качественно. С другими работниками ООО «Лесная поляна» дружелюбен, конфликтов не имеет. В настоящее время истец повышен в должности с помощника повара до повара, в связи с чем имеется необходимость прохождения курсов повышения квалификации в г. Ставрополе на 2 месяца.

В настоящее время истекло более половины установленного срока надзора.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления поднадзорного лица по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 9, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», статьями 270-271 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ПРОШУ:

В связи с необходимостью командировки на длительный срок в г. Ставрополь, с учетом неукоснительного соблюдения Петровым Василием Васильевичем ограничений, установленным решением суда, положительных характеристик с места работы и по месту проживания досрочно прекратить административный надзор, установленный решением Ленинского районного суда г. Петровска от 20.02.2020.

Приложение:

  • копия решения суда от 20.02.2020;
  • справка о судимостях (из нее будет видно, что новых преступлений и административных правонарушений не совершалось. О том, как и где получить такую справку.)
  • характеристика с места работы, направление на прохождение курсов повышения квалификации;
  • рапорт-характеристика от участкового уполномоченного полиции (выдается участковым по заявлению);
  • уведомление о вручении административному ответчику копии искового заявления.

 

21.04.2020, подпись, Петров В.В.

 

Обратите внимание, что Петров В.В. является поднадзорным лицом, но в таком иске он указывается как административный истец, а не как ответчик, которым являлся при рассмотрении вопроса об установлении надзора. Госпошлина не уплачивается, а в качестве доказательств, подтверждающих добросовестное соблюдение ограничений и законопослушное поведение гражданина, могут быть любые документы и сведения.

Если заявление написано и подписано представителем, то в приложении должна быть доверенность и копия документа, подтверждающего высшее юридическое образование данного лица.

Суд обязан уведомить о поступлении заявления о досрочном прекращении административного надзора потерпевшего. Если пострадавший пожелает вступить в процесс рассмотрения заявления, ему такая возможность должна быть представлена – тогда его привлекают в качестве третьего лица.

Если в удовлетворении заявления о досрочном прекращении административного надзора отказано, повторно с таким же вопросом можно обратиться не ранее, чем через полгода.

Кстати, основанием для досрочного прекращения надзора является досрочное снятие судимости.

Права, обязанности и ответственность поднадзорного лица

Помимо того, что поднадзорный вправе обжаловать судебное решение, заявлять о досрочном прекращении надзора или частичной отмене ограничений, Федеральным законом 64-ФЗ предусмотрено право обращаться в УМВД за разрешением на пребывание вне дома. Необходимость в разрешении может возникнуть по семейным причинам, в силу которых человеку стало невозможно проживать в месте, которое указано при установлении надзора (к примеру, пожар). Кроме того, можно обращаться с заявлением о получении разрешения на краткосрочный выезд за пределы города, если есть какие-либо исключительные обстоятельства (к примеру, болезнь или смерть родственника).

На гражданина, которому установлен административный надзор, возлагаются обязанности:

  • исполнять решение суда;
  • прибыть для постановки на учет в ОВД того города, куда был разрешен краткосрочный выезд и уведомить ОВД в своем городе о своем возвращении ( в течение 3-х дней).
  • уведомлять в трехдневный срок о смене работы, учебы, увольнении.
  • о смене места жительства за три дня; (к примеру, если это произошло вынужденно).
  • являться по вызову сотрудников внутренних дел.
  • впускать в дом участкового, если он прибыл с проверкой соблюдения ограничения.

За невыполнение своих обязанностей и уклонение от административного надзора гражданин несет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ. Наказание за совершение данного преступления может быть в виде лишения свободы на срок до 1 года.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней.

Наши партнеры - юридическая компания ответит на ваш вопрос в течение 15 минут

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Комментарий появится на сайте после прохождения модерации, не нужно отправлять его несколько раз. Нажимая кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении персональных данных и Пользовательским соглашением.