Идентификация банка клиентом



На первый взгляд может показаться, что установление личности при совершении банковских операций — формальная процедура. Однако в последнее время этому уделяют большое значение. Ведь так или иначе это позволяет препятствовать  сокрытию доходов, теневой экономике и даже терроризму. Поэтому без этой «процедурки» может оказаться невозможным совершение простой денежной операции. Но в тоже время, чтобы не создавать чрезмерную бюрократию и злоупотребления существуют определенные правила её проведения.

В статьей подробно рассказано кто, как и для чего это делает, в какой срок проводится и прочее.

Основания для идентификации

Банковская идентификация это не просто произвольная (по желанию банковского сотрудника) сверка фотографии на паспорте с внешностью гражданина. Это куда более серьезное мероприятие.

Во-первых, круг идентифицируемых лиц не сводится только к клиенту.

Во-вторых, она обязательна при совершении определенных финансовых операций.

В-третьих, при её проведении собираются определенные данные. А в последующем хранятся или передаются в специальное ведомство.

В-четвертых, в случае отказа от прохождения процедуры наступают отрицательные последствия для клиента.

Зачем она нужна

Главная задача идентификации – противодействие финансированию терроризма/экстремизма, распространению оружия массового поражения, узакониванию нелегальных доходов.

Грубо говоря, на основании антиотмывочного закона идентификация клиента (физического или юридического лица) проводится по 115-ФЗ.

Кого идентифицируют

В поле зрения попадают и граждане РФ, и компании, и иностранцы.

По закону все они делятся по таким группам:

  1. Клиент – тот кто обращается в банк за получением финансовой услуги.
  2. Представитель— лицо, у которого полномочия действовать от имени клиента. То есть кто непосредственно контактирует с кредитной организацией. Это может быть человек на основании доверенности или в силу закона (например, родитель за своего ребенка, либо директор от лица организации).
  3. Выгодоприобретатель клиента – тот, кто получает выгоду о совершаемых действий. То есть чей интерес учитывается в первую очередь.
  4. Бенефициарный владелец – субъект, кто влияет на деятельность фирмы, на принимаемые решения. Как правило, это учредители, владеющие от ¼ активов. В редких случаях у человека может бенефициарный владелец. То есть другой человек по чьей указке действует гражданин, но не как представитель, без документального оформления отношений. А вообще бенефициарный владелец человека и есть сам этот человек.

Как проводится процедура идентификации в банке

Она осуществляться перед банковской операцией, непосредственно или заблаговременно.

То есть перед тем как открыть счет, перевести деньги, получить кредит и т.п. клиента, как говорят, устанавливают и подтверждают его персону. Это действия имеют первичный характер.

В последующем происходит обновление сведений. Оно должно происходить 1 раз в году. На случай возникновения сомнений личности или его документов обновление информации должно быть произведено в течение 7 будних дней.

Сама процедура совершается очно. То есть работают с лицом, обратившимся в организацию, и его документами. Соответственно это сам гражданин за себя, своего несовершеннолетнего ребенка, недееспособного родственника или представитель (руководитель) организации.

Сам порядок идентификации представителей клиентов выгодоприобретателей банком схематически выглядит так:

Процедура идентификации клиента банком.

Есть случаи, когда распознание клиента проводится заочно (без личного присутствия):

  • Клиент ранее этой кредитной организацией был идентифицирован по всем правилам и в настоящее время обслуживается банком;
  • Ранее гражданин или представителей юридического лица проходил удостоверительные процедуры в одной из структуре банковского холдинга, в которую входит банк, где в настоящее время планируется совершение финансовых операций;
  • При использовании единой биометрической системы, с помощью которой устанавливается данные человека и факт использования этих данным именно этим человеком.

Упрощенный вариант

Что же это такое и в каких случаях банком проводится упрощенная идентификация клиента понять не сложно.

Все действия сводятся к тому, чтобы выяснить ФИО и паспортные данные, а также подтвердить их принадлежность человеку, который предъявил паспорт.

Для этого человек лично является в банковскую компанию, либо через Интернет (если денежная операция проводится электронно) путем авторизации в единой системе идентификации и аутентификации.

Упрощенный вариант приемлем когда производится:

  • купля/продажа валюты на сумму до 100 тыс. руб.;
  • перевод денег какому-нибудь физ.лицу без открытия банковского счета на сумму не более 15 000 руб.;
  • денежный перевод с использованием банк.карты не свыше 15 тыс. руб.;
  • почтовый перевод на сумму до 15 тыс. руб.;
  • выдача потребительского кредита (займа), сумма которого не превышает 15000 руб.

Кто проводит процедуру

Сотрудник Сбербанка проводит процедуру идентификации нового клиента.Заниматься вопросами установления личности может любой работник банка, непосредственно работающий с клиентами. Принцип прост – кто из сотрудников будет осуществлять финансовую операцию, тот и должен осуществлять идентификационную процедуру.

При заочном способе в учреждении имеет специальный человек, отвечающий за это.

Кроме банковских, есть специализированные компании, которым поручает идентификационный сбор сведений. Ими могут быть:

  • Другая кредитная компания;
  • Почтовая служба;
  • Оператор сотовой связи;
  • Структуры, выдающие сертификаты электронный подписи.

Такие фирмы передают полученные сведения в кредитную организацию не позднее 3 дней с момента получения данных.

Какие сведения устанавливают

В отношение физических лиц:

  • ФИО;
  • гражданство;
  • число/месяц/год рождения;
  • реквизиты паспорта (миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранца на пребывание в РФ);
  • адрес прописки (временной или постоянной);
  • ИНН.

В отношении юр.лица:

  • название (полное и сокращенное);
  • тип юридического лица (организационно-правовая форма);
  • ИНН, ОГРН (номер гос.регистрации);
  • адрес местонахождения;
  • место ведения преимущественной деятельности (для обычной иностранной организации);
  • имущественный состав, ФИО и адреса нахождения учредителей/доверительных собственников (для иностранных трастов).

Еще дополнительно банки могут выяснить:

  • какие истинные цели преследует человек, вступая во взаимоотношения с банковской организацией. То есть каков предполагаемый характер их предстоящих деловых отношений, какое финансового положения и деловая репутация;
  • источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества (если это имущество становится объектом операций) будущего банковского партнера.

Можно ли отказаться

Да, человек вправе не предъявлять по требованию свой паспорт, не сообщать отдельные персональные данные или иным образом препятствовать удостоверительной процедуре.

И это будет ему стоить отказом в предоставлении банковского сервиса.

Однако отказ на передачу биометрических данных в единую биометрическую систему не является поводом для отказа в предоставлении фин.услуг.

Когда не требуется проведение

Существуют случаи, когда при обращении гражданина в финансовую компанию не нужно представляться и предъявлять паспорт. Денежная услуга оказывается практически анонимно. Поэтому с собой можно не брать паспорт, если Вы желаете:

  • совершить платеж (госпошлина, оплата штрафа, оплата коммунальных услуг и прочее) до 15 000 руб.;
  • купить/продать валюту другой страны, при этом сумма сделки не более 40 000 руб.;
  • приобрести товары и услуги у фирмы или ИП по цене не выше 15 000 руб. без открытия счета.

Иногда случает, что Вы забыли паспорт и чтобы Ваш визит в кредитную организацию не был в холостую, можно платеж разбить на две и более частей, чтобы каждый из них был не более 15 тыс. руб. Нередко этого достаточно для избегания идентификационной процедуры.

Но если у банкиров, закрадываются подозрения, что цель платежа это отмывание нелегальных доходов, либо финансирования терроризма/экстремизма, то удостоверительная процедура может быть назначена принудительно.

Кого не идентифицируют

Это особые субъекты, которые по статусу так или иначе известны и не нуждаются в дополнительном «представлении»:

  • органы государственной/муниципальной власти и их ведомства/учреждения;
  • государственные внебюджетные фонды,
  • гос.корпорации;
  • юр.лица, в уставном капитале которых Россия или муниципалитет имеют свыше половины долей (акций);
  • международные организации, зарубежные государства, когда они выступают в качестве клиентов;
  • зарубежные фирмы, имеющие свои акции в обороте бирж, официально признанные ЦБ РФ;
  • организации выпускающие ценные бумаги (с открытой информацией о них), которые допущены к организованным торгам.

Поэтому в отношении указанных субъектов ни полная идентификация клиента в банке, ни облегченная процедура не проводится.

Какие последствия

Вывод напрашивается сам собой. Если процедура не будет пройдена (когда она предусматривается), то не последует никаких услуг. То есть кредитным организациям в таких случаях прямо запрещается:

  • открывать/вести счета;
  • совершать перечисления/переводы;
  • получать кредиты;
  • открывать депозиты;
  • приобретать валюту зарубежных стран;
  • уплачивать суммы по штрафам, госпошлинам и т.п.

Бывают случаи, когда идентификационная процедура провидится не сразу, а в ходе сотрудничества с финансовой компанией. Такие случаи касаются юридических лиц. Например, организация полным ходом обслуживается в кредитной фирме. В последующем по инициативе банка назначена идентификации бенефициарных владельцев клиентов, то есть собственников юридического лица (участники, учредители и т.п.). И если организация не представит в кредитную структуру информацию о таких бенефициарных владельцах, то дальнейшее сотрудничество может быть приостановлено. А если у банкиров будут предположения о том, что указанные люди намерены получать преступный доход, тогда такие предположения в виде сообщения направляют в Росфинмониторинг. Последний проводит свои проверки или передает сведения в правоохранительные органы.

Как видно банальная проверка личностей может перерасти в серьезный контроль.

Как хранится информация, кому допускается передача

Документы, которые включают идентифицирующие данные, представляют особую ценность. Поэтому они должны быть в надежном месте, закрыты от посторонних глаз. За это отвечает кредит.организация.

По закону документация храниться не менее 5 лет с даты, когда прекращены взаимоотношения.

Бумажные носители могут передавать от одной организации к другой при условии, если такие организации входят в единую банковскую группу/холдинг.

Кроме того, требуется согласие самого гражданина на передачу такой информации.

В любом случае, если передача сведений будет без согласия человека ответственность за возможные нарушения прав возлагается на организацию. Также все риски незаконной утечки информации возлагаются на финансовую структуру, которая халатна хранила персональные документы, полученные при удостоверительно-идентификационной процедуре.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней.

Наши партнеры - юридическая компания ответит на ваш вопрос в течение 15 минут

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарий появится на сайте после прохождения модерации, не нужно отправлять его несколько раз. Нажимая кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении персональных данных и Пользовательским соглашением.