Содержание:
В нынешнем 2023 году составление европротокола при ДТП является распространенным решением среди водителей. Но остается боязнь водителей столкнуться с неприятными последствиями из-за незнания нюансов процедуры. Что главное необходимо знать о требованиях к форме европротокола, в каких случаях его могут поставить под сомнение и какие обязанности лежат на участниках происшествия.
Зачем и когда составляется
Решение вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии вызвано:
- экономией временем (вся процедура по оформлению отнимает не больше часа, что даже меньше ожидания приезда ДПС, не говоря уж о составлении ими документов);
- предотвращением образования пробок на проезжей части, а также избежания штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать проезжую часть;
- удобством автолюбителей. При достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д. Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого не получится;
- уплачивать штраф за нарушение ПДД в связи с аварией. Ведь сотрудники ДПС не только фиксируют обстановку ДТП, но привлекают к адм. ответственности виновного водителя. Кстати, поэтому в составлении протокола должен быть заинтересован не только потерпевший, но и виновник;
- европротокол пригоден также и для случаев выплат по КАСКО.
Одним из условий, при которых европротокол может быть составлен это размер суммы возмещения после ДТП. Она не должна превышать определенной величины, с июня 2018 года и по октябрь 2019 сумма составляет 100 000 руб. Таким образом, упрощенный порядок касается только незначительных аварийных повреждений.
Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем:
- участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО. Если один из водителей с прицепом, то это считается, что это одно ТС;
- нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей. Однако, если разногласия всё же имеются, то при фиксации места ДТП на технические средства ЭРА-ГЛОНАСС или с помощью программы АИС РСА (технические средства контроля, фиксирующее некорректируемым образом обстановку ДТП: координаты места, время, имеющиеся повреждения и пр.) можно обойтись без присутствия представителей ГИБДД. Фотографии и прочие данные загружаются хотя бы одним водителем в базу данных союза автостраховщиков и небольшие разногласия водителей не будут препятствием для составления европротокола по упрощенной процедуре;
- произошедшее подробно описано и подтверждено обоими;
- нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям);
- не пострадало иное имущество (дорожные знаки, покрытия, ограждения, крупные зеленые насаждения, близстоящие здания и пр.);
- ДТП произошло на территории РФ. В других странах, даже входящих в Евразийский экономический союз правила другие.
Если ситуация подпадает под указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.
На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:
- не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
- многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП — в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будут вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями. Что поставит под сомнение реальную выплату потерпевшему;
- неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге. В автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки».
Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.
Перед составлением
ПДД предусматривают четкую последовательность действий при любой аварии, вне зависимости от вызова инспектора на место:
- прекратить движение;
- установить знак аварийной остановки;
- зафиксировать положение предметов на проезжей части. Нужно уделить внимание не только повреждениям машин, но и зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости. Проекцию (контуры на асфальте) автомобилей следует обвести мелом и дополнительно сфотографировать после того, как автомобили будут удалены с места ДТП.
Последняя обязанность автомобилистов очень важная именно при составлении европротокола. Ведь представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно. В объектив должно попасть:
- общая обстановка аварии;
- взаиморасположение автомобилей;
- поврежденные части машин;
- части автомашин (осколки, механизмы, декоративные элементы, пятна технических жидкостей) на дороге;
- следы торможения;
- государственные знаки автомобилей;
- при возможности лица участников ДТП.
Лучше вызвать полицию, если вы считаете, что другой водитель сомневается, не уверен в принятом решении, или обстановка аварии слишком сложная, или же вы задумываетесь о том, что ремонт обойдется в кругленькую сумму, превышающую 100 000 рублей.
При полной уверенности, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка. Он выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО. Пользоваться нужно типографскими бланками. Если при получении полиса не выдавали бланк нужно заблаговременно обратиться в страховую для получения. На худой конец, распечатать с официального сайта ГИБДД, страховой компании. Использовать самофабрикованные не следует, так как это может стать одной из причин в отказе выплаты возмещения.
Как правильно заполнить бланк
Бланк европротокола для заполнения можно скачать здесь.
Образец правильно заполненного европротокола при ДТП можно скачать здесь.
Правила составления европротокола при ДТП предусмотрены законодательством об ОСАГО. Чтобы не возникало вопросов у страховщика, необходимо:
- правильно указать место совершения дорожно-транспортного происшествия. Рекомендуем указать: номер дороги (если таковой имеется), улицу, номер ближайшего дома или какое-либо общественное здание. Если имеется соответствующая техника (например, возможность использовать ГЛОНАС), то наилучшим выходом будет указать координаты местности. Кстати, в Московской и Ленинградской области лимит по европротоколу может составлять более 100 000 р. (до 400 тыс.) в случае использования спутниковых навигационных систем. Такой подход объясняется высокой точностью определения местности и невозможностью внести графические изменения мошенниками (чего нельзя сказать об обычной фотосъемке – в любое фото с помощью специальных приложений можно внести практически любые изменения);
- проставить дату и время, когда произошла авария, используя двузначные числовые значения;
- указать количество поврежденных автомобилей: обычно два, но иногда вред причинен только одной машине;
- сделать отметку о том, что другим ТС, а также людям вред не причинен;
- составить список всех свидетелей-очевидцев ДТП, с указанием их ФИО, контактных телефонов и адресов проживания (конечно, с согласия);
- не забыть написать сведения о своем автомобиле (вторая сторона пишет сведения о своем транспорте), с обязательным уточнением марки, модели, номера и других индивидуальных данных;
- указать собственные ФИО (полностью), а также данные иного человека, который, возможно, находился за рулем в момент происшествия;
- описать все обстоятельства, предшествующие ДТП: маневры обоих участников, расположение на дороге и т.д., составить схему. Схематичное изображение случившегося чрезвычайно важно – именно это доказательство станет предметом пристального внимания при изучении страхового случая. Сотрудники компании-страховщика обязательно сопоставят схему с другими доказательствами (показаниями свидетелей, фотографическими данными) и, в случае несоответствия, может быть отказ в удовлетворении требований;
- отметить часть машины, куда пришелся первый удар при столкновении, с указанием конкретных видимых повреждений;
- в дополнении можно перечислить, какие подтверждающие доказательства могут быть изучены: данные видеорегистратора, фотоматериалы и т.д. Все это может быть проанализировано страховой компании в случае каких-либо сомнений в правильности составления протокола;
- соблюдать следующее:
- все графы должны быть заполнены. В том случае, если информации по какому-то пункту предоставить невозможно, то ставится прочерк;
- использовать нужно простую шариковую ручку с синей пастой;
- не допускать ошибок, помарок, исправлений, зачеркиваний;
- если почерк непонятный, лучше писать печатными буквами;
- в составлении участвуют оба водителя, после чего, разъединив документ, каждый из них забирает свое извещение.
Если в бланке заполнения не хватило места, можно дополнить документ обычным листом, на котором должны быть проставлены подписи обоих участников дорожно-транспортного происшествия.
Рекомендуем еще раз проверить правильность составления и только после этого, на всякий случай обменявшись контактными данными с другим водителем, разъехаться.
Что делать дальше
Каждый участник ДТП представляет извещение в свою страховую компанию не позднее пяти суток с момента аварии. Это обязательное действие при использовании европротокола. В подтверждение отсутствия нарушений пятидневного срока, нужно забрать копию с проставленной на нем отметкой о принятии страховой компанией. Это поможет избежать спора (если таковой инициируется страховой компанией) по основанию несвоевременности сообщения об аварии. Кроме того, в страховой компании владелец транспорта оставляет:
- заявление о возмещении;
- первоначальный электронный носитель информации, свидетельствующей о происшествии. По желанию участника ДТП видеоматериалы можно заранее исследовать в рамках независимой экспертизы на предмет подлинности.
Внимание: в течение 15 дней (праздничные дни в счет не принимаются) со дня аварии обе машины нельзя ремонтировать, проводить любые восстановительные работы. В исключительных случаях это можно делать с письменного разрешения страховщика. Запрет ремонта не означает невозможности ездить на автомобиле. Поскольку использование упрощенной системы возмещения предполагает сравнительно небольшой ущерб, зачастую машины имеют лишь царапины, сколы, незначительные вмятины диаметром до 10-15 см. Следовательно, автомобиль на ходу и его можно эксплуатировать (но не ремонтировать!). Если поврежденный автомобиль по каким-то причинам был остановлен сотрудником ГИБДД, копия врученного страховщику извещения придется кстати – ее нужно предъявить инспектору.
Когда после завершения всех формальностей и предоставления документов в страховую, владелец приступает к ремонту и выясняется, что автомобиль имеет скрытые повреждения (которые не были видны глазу до частичной разборки автомобиля или более детальном изучении повреждений специалистом). Соответственно стоимость ремонта возрастает и переваливает за лимит 100 000 руб. В подобной ситуации ничего не изменить. Более фиксированного лимита возмещения не получить – это строгое правило, предусмотренное законом.
А вот если речь идет о вреде здоровью или жизни участников, который возник после ДТП (то есть в момент и после происшествия вплоть до сдачи документов по страховке никаких признаков расстройства здоровья не было), то потерпевший может обратиться за выплатой в страховую организацию виновного водителя. Выплата должна быть произведена.
Когда в возмещении откажут
Только при соблюдении как правил составления, так и сроков извещения страховщика натуральное возмещение (ремонт) и в некоторых случаях денежная выплата будет произведена. Срок принятия решения и выплаты по страховке для страховой стандартный, как и в других случаях по ДТП 30 дней (без учета праздников) с момента принятия заявления (если выплата деньгами потерпевшему) или с даты осмотра и проведения техэкспертизы (если выдается направление на ремонт в СТО).
Анализ практики позволяет выделить наиболее частые случаи отказа страховщиков в компенсации по ОСАГО при составлении на месте ДТП европротокола:
- нарушение сроков отправки извещения. Если потерпевший водитель извещение направил позднее пяти суток — это основание для отказа. Более того, имеются случаи несообщения о случившемся вообще.
Пример. Иванов А.А. и Петров И.И. столкнулись своими автомобилями на перекрестке. По мнению обоих, виновным в происшествии был Иванов А.А., у которого ранее уже был опыт составления европротокола. Он предложил воспользоваться «упрощенкой». Грамотно заполнив бланк, не допустив абсолютно никаких технических или орфографических ошибок, участники столкновения разъехались. Потерпевший Петров И.И. незамедлительно (в тот же день) известил свою страховую компанию о ДТП путем вручения ее сотрудникам своего экземпляра извещения. Поспешность Петрова И.И. понятна, ведь он заинтересован в скорейшем решении вопроса о перечислении ему денежных средств. Поскольку все условия были соблюдены, Петрову в скором времени получил выплату по протоколу в виде ремонта за счет страховой компании в размере 34000 рублей. Какого же было удивление Иванова А.А., которому через несколько месяцев вручили иск о взыскании с него 34000 рублей, где истцом значился его страховщик. Дело в том, что Иванов, которому не нужно было заботиться о ремонте, попросту забыл предоставить в свою страховую компанию извещение. Это явилось основанием для взыскания с него в регрессном порядке стоимости компенсированных Петрову затрат. Согласно практике, практически в 100%-м соотношении такие регрессные иски к забывчивым владельцам ОСАГО судами удовлетворяются в полном объеме.
Добавим, что если вы являетесь пострадавшим в ДТП и своевременно отвезли свое извещение в страховую, Вам не могут отказать в начислении по причине неявки виновной стороны к своему страховщику.
- производство восстановительных работ в течение 15-ти суток со дня дорожной неприятности. Это основание к отказу в возмещении практически невозможно оспорить.
- менее распространенными основаниями не выплачивать ущерб являются такие причины, как технические нарушения при заполнении европротокола ДТП. Правильнее будет сказать, что неточности встречаются довольно часто, но большинство из них устранимы.
Среди водителей бытует мнение, что страховщики придираются к каждой букве, чтобы не выплачивать компенсацию по упрощенной системе. В какой-то степени это действительно было так, поскольку процент отказов по протоколам до 2018 года доходил до 45-60% в различных регионах. С годами сформировалась практика и теперь из-за неправильно поставленной запятой (бывало и такое) отказать в признании аварии страховым случаем не удастся. При обращении в суд граждан страховые компании, отказавшие в возмещении по надуманным основаниям, несут большие расходы. Поэтому в настоящее время при достоверных данных о ДТП, но некоторых неточностях в заполнении бланка страховщики все же производят ремонт (или выплату, если это позволяют условия страхования). К таким ошибкам, например, можно отнести отсутствие одного из инициалов автора, грамматические или орфографические ошибки. Если же в извещении нет подписи участника ДТП, это считается грубой ошибкой. Но и здесь все же есть шанс оспорить отказ в суде, если сам факт ДТП, его обстоятельства и личность обоих водителей подтверждены.
Вопрос — ответ
При составлении европротокола мы забыли указать, кто является виновником. В то же время, в бланке подробно указана схема ДТП, из которой хорошо видно, кто должен был, но не уступил дорогу. Какова вероятность отказа страховой в выплате?
Конечно, виновность одной стороны и отсутствие возражений по этому поводу с другой стороны в протоколе должны быть обязательно. Но существенное значение имеет и то, как составлена схема происшествия – если по ней «вычислить» виновного не составляет труда, то оспорить отказ в страховом возмещении можно с большими шансами в суде. Дополнительным плюсом для подтверждения доводов участников столкновения будет приложение видео-материалов с видеорегистратора и фотографий повреждений.
При составлении европротокола другой водитель (виновник) предложил за меня заполнить мою колонку, поскольку я плохо вижу мелкий шрифт. Я согласился и теперь сомневаюсь, правильно ли я сделал?
Конкретно в вашем случае все зависит от страховой компании, примет ли она такое извещение, а также в правильности детального изложения случившегося. По общему правилу, каждый водитель собственноручно заполняет свою колонку, в конце ставит подпись. Если из-за близорукости или других причин одному из водителей заполнить свою сторону протокола затруднительно, надежнее вызвать сотрудников ГИБДД.
ДТП произошло во вторник, извещение о нем я принес в страховую компанию в следующий понедельник. У меня отказываются брать извещение, мотивируя тем, что истек пятидневный срок подачи. Как быть?
Действия сотрудников страховой компании незаконны. Участнику аварии дается пять рабочих дней для того, чтобы он известил своего страховщика. Направьте заказным письмом заявление и извещение в адрес страховой, а в случае отказа в выплате у вас будет основание для обращения в суд и практически 100%-ый шанс доказать свою правоту.
У меня оформлено КАСКО. Я внимательно прочел договор страхования и в нем указано, что без сведений из ГИБДД страховая компания вправе отказать в выплате. Как это понимать и означает этот пункт договора невозможность разрешения ситуации на дороге составлением протокола?
Поскольку вы заключили договор, в котором четко предусмотрены требования по представлению конкретных данных об аварии, вам следует всегда вызывать на место сотрудников ГИБДД. Если вопреки пункту об обязательном предоставлении справки из ГИБДД вы оформите европротокол, придется обращаться в суд, поскольку страховая, вероятно, в выплатах откажет.
По европротоколу мне выплатили 100000 рублей. Как оказалось, есть множество скрытых повреждений, и стоимость ремонта превышает лимит (оценка соответствует 134000). Как мне можно получить недостающую сумму?
К сожалению, гражданин, оформивший европротокол, не может оспаривать сумму, которая ему была выплачена, по основанию превышения лимита. Лишь с июня 2018 г. сумма лимита достигла 100 000 руб.
- Пункты 3, 7 статья 11 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
- Статья 11.1 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
- Пункт 3.6. Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Банком России от 19.09.2014 №431-П
- Постановление Правительства РФ от 01.10.2014 г. № 1002 «Об утверждении правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации»
- Поставление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 г. №58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Моя страховая прислала мне претензию на сумму 21500 руб через 5 месяцев после ДТП, на основании того , что я не известил ее о ДТП. Европротокол составлен без фото и видеофиксаии, потерпевшему была выплачена сумма 21500 руб, при аварии треснул задний бампер и расчет ущерба был в покупке нового за максимальную цену в 13800+ работа 10000 руб.-% за износ. Созвонился с потерпевшим, он на карточку деньги от страховой получил , а ремонт собственными силами, в итоге бампер старый, просто заклеяный, трещина была около сантиметра. Почему я должен платить полную сумму?Старый бампер остался у потерпевшего, на разборке он тоже денег стоит, И чем я еще смогу опротестовать предьявленную претензию?
Здравствуйте, Вадим. Если вы не сможете опровергнуть отсутствие уведомления страховой компании о ДТП, вряд ли вы сможете оспорить претензию. Ваши доводы о том, что ремонт был на меньшую сумму по сравнению с той, которая была перечислена, должны быть подтверждены экспертизой, которая никому, кроме вас не нужна — следовательно, в суде (а только такой порядок оспаривания здесь будет) вы должны будете заявить соответствующее ходатайство и оплатить её стоимость.
Здравствуйте, пришло письмо из росгостраха с претензией о выплате 13000 рублей которые были выплачены на ремонт машины пострадавшей стороне, та как я не предоставил для осмотра свою машину в течении 5 дней, (оформляли европротокол я этого не знал гаишник который помог его составить сказал что страховая компания одна поэтому нужно обращаться только пострадавшему) как поступить?Какой пакет документов должен быть предоставлен вместе с претензией?
Здравствуйте. Собираемся всей семьёй ехать на море на машине на две недели. Интересует следующее : как следует поступить если дтп случится по пути на море. т.е. вдали от места проживания и оформления страх. полиса? Возвращаться мы будем только через две недели, срок подачи заявления только 5 дней.
Здравствуйте, Диана!
5 дней — это в случае оформления без сотрудников ДПС.
В остальных случаях ориентировочный срок обращения в страховую в течение 15 дней.
Возьмите номер телефона для связи со страховой на экстренный случай.
Посмотрите по интернету путь следования и имеются ли в крупных городах филиалы страховой.
В случае ДТП следует созваниваться с представителями страховой или обращаться в представительства/филиалы по месту происшествия.
На крайний случай задержка с обращением в страховую будет уважительной. Отказ страховой в выплате возмещения по этой причине будет необоснованным.
Здравствуйте,дтп произошло 2 августа,а европротокол был соствлен 8 августа,в котором так же было указано,что дтп произошло 8 числа.Документы были отправлены и спустя 2 месяца потерпевшему была выплачена сумма 100000,хотя эксперт осматривающий автомобиль оценил ущерб в 73000.Сейчас пострадавший звонит и говорит,что ему не хватает 30000 и если я их не выплачу он пойдет в суд и скажет,что протокол составлен за 6 дней после дтп.(автомобиль он начал ремонтировать). что делать в данной ситуации и какое наказание может за это быть?
Здравствуйте, Алексей. Вам ничего не нужно делать, поскольку второй участник ДТП уже воспользовался правом получения максимальной суммы 100000 рублей по европротоколу. Действительно, у него есть возможность оспорить протокол, признав его недействительным из-за нарушений при составлении. Но ведь это крайне невыгодно, в первую очередь, ему — могут снизить выплату до суммы оценки (73000). Не думаю, что при таких обстоятельствах, учитывая осведомленность о фактической дате составления протокола, второй участник отправится в суд. А дополнительные затраты, которыми он грозит, нужно ещё доказать.
Добрый день! Произошло дтп, муж был за рулем, мы объезжали машины стоящие справа, навстречу двигался автомобиль не приостановившись и не дав нам завершить маневр на скорости прочесала нам заднее крыло и дверь автомобиля. Мы вызвали гаи, пока приехал гаишник, мы машины убрали с дороги т.к. другим авто надо было проехать. Приехавший гаишник, сказал , что установить не может вину и предложил составить европротокол, по неопытности мы на это пошли (у нас второй экз. европротокола) но свою вину не признали в протоколе, а только написали как все случилось. Теперь звонит барышня, которая считает себя пострадавшей и просит, чтобы муж переписал протокол и написал, что он виновен! Переписывать мы ничего не собираемся. Подскажите пожалуйста, нам все равно надо в течение 5 дней отправить наш экз протокола в страховую?
И что будет если мы не признаем вину?
Здравствуйте, Юлия. Вам необходимо направить европротокол в страховую, но ситуация довольно спорная. Если вы не пришли к согласию по поводу ущерба и виновности, можете столкнуться с отказом в страховой выплате. Разногласий между участниками ДТП не должно быть, нужно приходить к компромиссу.