Содержание:
Одно из серьезных, сулящих много проблем, нарушений ПДД – это вождение без соответствующей категории. Последствия проступка такие же, как и при управлении ТС без водительского удостоверения. Водитель должен понимать, что само по себе наличие прав (с другими допусками) не будет поблажкой или смягчающим обстоятельством.
Досаднее всего, что водитель может заблуждаться относительного правильного соотношения имеющейся категории в правах и класса управляемого им транспорта. А некоторые сотрудники ГИБДД, пользуясь неграмотностью, могут ввести в заблуждение автовладельца и незаслуженно наказать.
Поэтому следует знать, какие допуски есть в правах, чтобы воздерживаться от незаконной езды, а при назначении необоснованного наказания грамотно защищаться.
Какое наказание
Административный кодекс предусматривает только штрафные санкции за управление транспортом без нужной категории.
Неправда, что лишают водителя полностью имеющегося у него водительского удостоверения.
Ответственность за самого себя
Штраф за езду без категории колеблется от 5000 до 15000 руб. (ч. 1ст. 12.7 КоАП РФ).
Наказание назначает руководитель территориального ГИБДД и он решает по конкретному случаю какую сумма штрафа определить.
Если это было, допустим, только управление машиной, то сумма наказания будет около 5000 руб.
Когда же виновник сопротивлялся действиям ГИБДД и вдобавок был в состоянии опьянения или допустил повторное нарушение, то размер может быть ближе к 15000 руб.
Ответственность за другого водителя
Отдельно предусмотрено наказание и для собственника ТС, который передаст автомашину/мотоцикл водителю без требуемого допуска. Штраф для собственника будет равен 30 000 руб. (ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ).
Еще и самому водителю также выпишут штраф.
Это статья неходовая, так как предусматривает, что автовладелец должен четко знать об отсутствии категории. Именно знать, а не предполагать или догадываться. Учитывая, что практически каждый взрослый имеет права, то подразумевается, что человек, которому доверили руль, имеет право на управление ТС. Исключением является передача грузовика или автобуса.
Дополнительные меры воздействия
Денежным взысканием дело не ограничивается.
Некомпетентного шофера сотрудники ГИБДД отстраняют от вождения (ст. 27.12 КоАП РФ) о чем выносят специальное постановление. А транспорт задерживают, перегоняя эвакуатором на штрафстоянку (ст. 27.13 КоАП РФ).
Забрать собственник автомобиль сможет, уплатив стоимость буксировки и хранения.
До начала движения эвакуатора можно прекратить задержание ТС, если устранить причины. Как правило, это своевременное появление собственника со своими правами или иного лица, которое имеет доверенность на управление и внесен в страховку (либо страховка с неограниченным списком).
В чем выражается нарушение
Каждой категории и подкатегории соответствует свой тип/состав транспорта.
Нарушение определяется простым сопоставлением данных о категории машины (указывается отдельной строкой в СТС) и сведениями в водительском удостоверении шофера. Если имеется несоответствие, то нарушение налицо.
Многие думаю, что если имеется допуск к более сложному типу транспорта, то более простым можно управлять по умолчанию (без дополнительных разрешений). Это не верно.
Исключением является передвижение на мопеде, скутере. Достаточно иметь любую категорию в правах (даже если нет самой «М»).
Еще одно исключение — учебная езда, организованная на автомашине с соответствующей символикой и оборудованием, а также под компетентным контролем наставника.
Но не все так однозначно. Существуют еще множество спорных ситуаций.
Езда по правам старого образца
В удостоверениях, выданных в прошлом (до 2014 г.), отражаются ограниченное количество категорий.
- Так в образцах с 2011 г. по 2014 г. имеются «А», «В», «С», «D», «BE», «СЕ», «DE», «трамвай», «троллейбус».
- В правах более ранних периодов вообще указывались «А», «В», «С», «D», «E».
Однако эти удостоверения можно полноценно использовать и в настоящее время (если не истек срок действия). Больше всего вопросов с сочетанием подкатегорий, которые не указывались в старых правах. Сейчас действуют правила так называемого поглощения подкатегорий категориями:
- если есть «А», то можно управлять «А1» и «В1» (с мотоциклетной посадкой и рулем);
- если имеется «В», то допускается управлять транспортом класса «В1» (кроме мотоциклетного типа);
- «С» позволяет управлять также и классом «С1»;
- «D» включает право и на «D1»;
- «СЕ» также на «С1Е»;
- «D» — на «D1E».
Указанное правило действует и в отношении удостоверений нового образца. То есть если каким-то образом, открыта основная категория, а родственной подкатегории нет, то всё равно считается, что водитель имеет право управлять соответствующим транспортом и по основной категории и по подкатегории.
Езда с прицепом
За езду с прицепом без категории не всегда привлекают к ответственности. Не будет нарушением для легкового транспорта («В»), если:
- прицеп массой менее 750 кг;
- более 750 кг, но общий вес автомашины с прицепом менее 3,5 т.
Аналогичная ситуация с грузовиками и автобусами. Отдельного допуска в правах не нужно (достаточно «С» или «D» соответственно), когда к автотранспорту присоединяют прицеп, масса которого не более 750 кг.
Вождение с автоматической коробкой
В правах, действующих с 2014 года, на обратной стороне в разделе «12» могут делать отметки о праве управлять автомобилем с автоматической коробкой «АТ». Это означает, что автовладелец может управлять транспортом только с автоматической коробкой передач.
Механическая коробка обозначается или «МС» или вообще никак не обозначается. При этом, тот кто допущен к вождению транспорта с механикой вправе управлять и машиной с автоматической коробкой. Но не наоборот.
Управление автомашиной с измененной конструкцией без узаконивания в ГИБДД
Чаще этот вопрос касается категории Д. Некоторые занимаются переделкой микроавтобусов, переводя в класс легковушек или грузовиков. То есть сокращают число посадочных мест до 8 единиц в надежде, что автоматически изменяется тип машины. При проверках пытаются убедить инспекторов ГИБДД, что допуск «D» не нужен, так как мест не более 8.
Но этого недостаточно. После фактического изменения авто, нужно пройти автотехническую экспертизу, собрать пакет документов и подать заявление в ГИБДД. И только когда в СТС внесут изменения, тогда автомашине присвоят новую категорию.
Как правильно себя вести при фиксации нарушения
Учитывая, что наказание выносит не суд, а должностное лицо ГИБДД, то тщательного и дотошного разбирательства не будет. Поэтому нужно быть внимательным в момент проведения фиксации нарушения. Дабы не допустить ошибок, которые будут использованы против Вас самих же.
Так как сумма штрафа предусматривает «вилку», то своим поведением можно повлиять на размер санкции.
Если Вы уверены, что работник ГИБДД заблуждается или действует неправомерно, тогда нужно проявлять жесткое противостояние: ни с чем не соглашаться, требовать от него пояснений, привлечения независимых понятых, снимать происходящее на камеру и пр.
Часто другие похожие нарушения могут выдавать за проступок:
- оставлением дома водительского удостоверения;
- управление при отсутствии документов на автомобиль.
Нужно быть на чеку, так как прочие нарушения менее серьезные.
Когда же правда не на Вашей стороне, конфликт лучше не допускать. Но и не позволять вседозволенность. Например, сотрудник ГИБДД не имеет права:
- забирать водительское удостоверение;
- изымать документы на автомобиль;
- требовать немедленной оплаты штрафа;
- конфисковывать личные вещи, находящие в машине и пр.
Важно решить вопрос с задержанием ТС. Нужно как можно быстрее вызвать хозяина авто или знакомого, которому можно доверить управление ТС. Если автомобиль не перегонят на штрафстоянку, удастся избежать лишних трат и бюрократической суеты.
Какие существуют категории
В современных правах есть категорий и подкатегорий (ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Их общее количество 16 единиц.
Категория/вид/состав ТС | подкатегория | Описание ТС | Минимально допустимая категория в водительских правах |
«М» | Скутеры, мопеды объемом двигателя не более 50 см3 | Если есть любая открытая категория | |
«А» | Мотоциклы | «А» | |
«А1» | Мотоциклы объемом двигателя не более 125 см3 | «А» | |
«В» | Легковой автомобиль или легковой автомобиль с прицепом, масса которого не более 0,75 т. или легковая машина с прицепом, общая масса которых не превышает 3,5 т. | «В» | |
«В1» | Трициклы и квадрициклы с авторулем и посадкой | «В» | |
«В1» | Трициклы и квадрициклы с мотоциклетным рулем и посадкой | «А» | |
«ВЕ» | Легковой транспорт с прицепом, масса которого больше автомобиля, или общая масса состава более 3,5 т. | «ВЕ», либо «В» + «Е» | |
«С» | Грузовики или грузовики с прицепом, вес которого менее 0,75 т. | «С» | |
«С1» | Грузовики массой не более 7,5 т или грузовик с прицепом весом 0,75 т | «С» | |
«СЕ» | Грузовик с прицепом, масса которого больше 0,75 т. | «СЕ» или «С» + «Е» | |
«С1Е» | Грузовик с прицепом, который весит не более грузовика, а общая масса состава не более 12 т. | «СЕ» или «С» + «Е» | |
«D» | Автобусы с числом сидений для пассажиров более 8 или такие автобусы с прицепом массой менее 0,75 т. | «D» | |
«D1» | Автобусы, у которых количество мест для пассажиров не более 16 или такой автобус с прицепом весом не более 0,75 т. | «D» | |
«DЕ» | Автобусы (с посадочным количеством пассажирских мест более 8) с прицепом более 0,75 т. | «D» или «D» + «Е» | |
«D1Е» | Автобус с посадочными местами не более 16 мест в составе с прицепом, масса которого не больше самого автобуса. При этом общая масса состава не превышает 12 т. | «D» или «D» + «Е» | |
«Tm» | Трамвай | «Tm» | |
«Tb» | троллейбус | «Tb» |
Здравствуйте.такая ситуация.я водитель ,у Меня есть открытые категории А.В.С.Но начальник в добровольно принудительной форме предлогает мне ездить на автомобиле ,на который нужна категория Д.не подскажите на что мне сослатся,на какие статьи закона что бы он от меня отстал:-).я понимаю что не имею права управлять таким транспортным средством.
Здравствуйте, Сергей!
Запрет на управление ТС без водительского удостоверения (а также без соответствующей категории) предусмотрен ч. 1 ст. 12.7 Кодекса об административных правонарушения. За такое нарушение полагается штраф до 15 000 руб.