Как правильно нарисовать схему ДТП (образец)



Часто ксоставлению схемы ДТП водители относятся как к гарантии точной фиксации произошедшей аварии. И, действительно, именно от правильного составления чертежа зависит возможность получения страхового возмещения (в отдельных случаях страховой выплаты), избегания ответственности, если водитель невиновен и пр. Важно не только уметь рисовать обстановку ДТП самому, но и контролировать верность описания сотрудником ГИБДД.

Ситуации, когда возможно оформление

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Порядок составления

Какое должно быть содержание

Правильная схема ДТП обязательно включает такие важные сведения как:составление схемы

  • дата и точное время происшествия;
  • кто является участником и какие автомашины задействованы в аварии;
  • количество столкнувшихся ТС;
  • кто виноват в дорожном событии;
  • направление движений автомобилей до аварии;
  • взаиморасположение машин в момент ДТП;
  • нахождение автомобилей после окончательной остановки сразу после аварии;
  • место на дороге, где оказался пострадавший пешеход или пассажир (если в аварии задействованы не только автосредства);
  • какие были световые сигналы у автомобилей при дорожном происшествии (поворотники, сигналы «стоп», головные фары и пр.);
  • план участка дороги, где было столкновение;
  • габариты (ширина) проезжей части и количество полос в каждом направлении;
  • вид участка дороги, то есть прямая проезжая часть или перекресток или поворот дороги и пр.;
  • наличие оградительных сооружений, обочин, тротуаров и т.п.;
  • привязка к адресу (номер дома, название соседних улиц, памятники, развлекательный комплекс, если вне населенного пункта – километр трассы, прочие ориентиры);
  • разметка, дорожные знаки, светофоры и их сигналы в момент ДТП;
  • посторонние предметы на проезжей части и препятствия, в том числе большие ямы и выбоины на дорожном полотне;
  • месторасположения на проезжей части крупных осколков и деталей автомобилей;
  • проекция тормозного пути автомобилей, а также их следов.

Основные правила

Единых правил как нарисовать схему ДТП для страховой и прочих случаев нет. Просто наработана многочисленная практика оформления аварий. Именно накопленный опыт следует учитывать как рекомендации.

План содержит как графические, так и буквенные, цифровые обозначения. То есть к графическим элементам нужно делать комментарии и пояснения. Это можно делать прямо около элементов, а также в виде сносок под чертежом.

Изображение производится в формате 2 D, то есть горизонтальный вид сверху.

Рисовать схему следует шариковой ручкой синего или черного цвета.

Все элементы, обозначения, символы и слова должны быть разборчивыми и понятны для всех.

Используются общепринятые символы без излишней детализации.

Не допускаются исправления, подчистки и подобное. Обычно вначале участники рисуют черновые варианты (каждый сам свой). А потом обсуждают все разногласия. Далее прорисовывают чистовой вариант. И если всё же допущены исправления, то их нужно делать аккуратно и подтверждать подписями.

При заполнении, по возможности, соблюдать масштабирование и пропорций.

Юристы страховых компаний советуют записать номера водительских удостоверений и страховых полисов водителей, смотрите на видео:

Проводить измерения с целью привязки основных элементов ДТП к прочным ориентирам. Это делается для возможности воссоздания обстановки в последующем. Измерения нужно делать так, чтобы можно было определить не просто где находится автомобиль, но и его положение (угол разворота). Отдельно делают замеры расстояний до границ перекрестков, знаков, края обочины, светофоров, длинны тормозного пути и пр.

Фотоматериалы. Для подлинности схемы следует запечатлеть картину на фотосредства.

Допускается несколько взаимосвязанных схем. Например, одна общая, а другая детализирующая отдельный фрагмент происшествия.

Желательно оформить схему непосредственно в момент оформления дорожного события, то есть на месте. Хотя в некоторых случаях допускается и последующее оформление даже несколько дней спустя. Но такие чертежи должны быть обоюдно утверждены участниками.

Графический документ имеет юридическую силу, если подписан всеми участниками. За исключением схем, которые составляет сотрудником госавтоинспекции, выезжающим на аварию.

Если имеется несколько чертежей противоречащих между собой, то большую силу имеет более поздний вариант.

Используемые обозначения

Правила составления чертежа аварии подразумевают четкие единообразные обозначения:

Знак обозначения Что обозначается Дополнительное описание
 легковой автомобиль на схеме автомобиль легковой Если автомобиль в динамике, то изображается несколько фигур у первых контуры пунктиром, у последней фигуры (окончательная фаза аварии) контур сплошной.
грузовой автомобиль на схеме грузовой автомобиль Машины обозначают либо буквами, либо цифрами
 мотоцикл на схеме мотоцикл
 направление движения на схеме направление движения Линии повторяют траекторию движения во время ДТП
 место столкновения на схеме место столкновения
 дорожная разметка на схеме дорожная разметка Как выглядит на покрытии
 дорожный знак на схеме дорожный знак Если знак сложно изображать, можно указать номер в соответствии с ПДД или его название
 светофор светофор Крестиком отмечается горящий сигнал в момент аварии
 посторонний предмет посторонний предмет
 тормозной путь тормозной путь
 тротуар тротуар
 дорожное ограждение дорожное ограждение
 работа поворотников, стоп-фонарей работа поворотников, стоп-фонарей
 деталь и части автомобиля деталь и части автомобиля

Вот образец схемы ДТП двух автомобилей:
образец схемы дтп

Требования к различным видам схем

Европротокол

Существует упрощенная форма оформления ДТП — европротоколом (специальный бланк-извещение, выполненный типографским способом, его выдает страховая организация). Такая форма не требует вызова работника ДПС, сбора дополнительных документов и предусматривает сокращенные сроки страховой выплаты. Обычно это происходит при легких столкновениях, например, на парковке. Существуют условия, при которых возможно упрощенное оформление:

  • имеется только два участника ДТП;
  • нет вреда здоровью;
  • сумма предположительного ущерба не более 100 тыс. руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при фиксации аварию с помощью тех.средств ГЛОНАСС — 400 тыс. руб.);
  • у обоих водителей имеется страховка ОСАГО;
  • отсутствуют споры относительно вины. Правда, если зафиксировать обстановку ДТП на средства технического контроля типа ЭРА-ГЛОНАСС или АИС РСА (устанавливается на смартфонах и планшетах) и загрузить данные в базу союза автостраховщиков, то разногласия допускаются при оформлении европротокола.

Кроме общих требований, нужно учитывать особенности схемы в европротоколе.

  1. Графическая часть указывается в пункте 17 протокола, описательная часть в пункте 16.
  2. Подписи ставят только участники. То есть подпись представителя ГИБДД не требуется.
  3. Помимо основных обозначений применяют указание о виновности: «1» — водитель полностью виновен; «½» — обоюдная вина, «0» — нет вины.
  4. Расклеивать протокол на экземпляры следует только после окончательного оформления и подписания.

Вообще для успешного оформления протокола применяют типовые схемы, которые рекомендованы РСА. Их можно увидеть на официальном сайте РСА. Там расписаны и данные о дорожных знаках, разметке, маневрах водителей, вины каждого участника и представлено шаблонное изображение. Водителям остается лишь перенести данные в схему ДТП в извещении.

Стандартное ДТП

Если аварию нельзя фиксировать по упрощенной процедуре, то требуется вызов работника ГИБДД. А он может по своему усмотрению начертить или обойтись без плана дорожного происшествия.

Составление схемы ДТП ГИБДД — наиболее профессиональный подход. Задача водителей сводится лишь к наблюдению за происходящим. А также к контролю за правильностью внесения всех данных.

Изюминкой является то, что вся обстановка тщательно замеряется и с высокой детализацией фиксируется.

Если водитель не подписал схему это не значит, что он выразил свое несогласие как следует. Лучше написать свое краткое возражение прямо в документе.

Кроме водителей, подпись могут ставить свидетели, потерпевшие и прочие присутствующие.

План составляется на унифицированном бланке ГИБДД.

Самостоятельная схема составляется по инициативе водителей, когда сотрудник ДПС не подготавливает документ. При этом вместо схемы-бланка используют обычный чистый лист бумаги, формата А4.

Важно, чтобы чертеж не расходился с описаниями в протоколах, постановлениях и пр. Остальные требования как в общем порядке.

Документ будет иметь полную юридическую силу, если участники его подпишут.

Даже если схема ДТП правильная, то сотрудник ГИБДД не обязан её пописывать, но от этого документ не потеряет своей актуальности.

Для чего нужна схема

Не всегда после оформления аварии водители сохраняют свое мнение. Иногда начинаются перевирание фактов и переиначивание обстоятельств. Схема помогает устранить все сомнения на будущее, нагляднее понимать другие документы по делу.

Вообще грамотно составленная схема позволяет:

  • упростить работу для страховой организации в принятии решении по страховым выплатам;
  • избежать разногласий при вынесении постановления по делу;
  • точно воссоздать обстановку аварии при рассмотрении жалоб на постановление по административному делу;
  • не допускать нечестных манипуляций фактами с чьей-либо стороны.
Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней.

Наши партнеры - юридическая компания ответит на ваш вопрос в течение 15 минут

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарий появится на сайте после прохождения модерации, не нужно отправлять его несколько раз. Нажимая кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении персональных данных и Пользовательским соглашением.