Обзор закона об исполнительном производстве



В начале 2019 года в федеральный закон об исполнительном производстве внесены серьезные поправки. Новым законом, который 13.02.2019 г. одобрен Советом Федерации, уточняются нюансы исполнительного производства, вызывавшие в практике много спорных вопросов. Эти вопросы настолько непросты, что обновления вступят в силу только с 1 июня 2020 года. То есть потребуется значительное время для подготовки ведомственных нормативов (Минюста, Банка РФ), для того, чтобы изменения прижились и участники отношений были готовы к их применению. Что же это за изменения рассмотрим в данной статье.

Основные положения с изменениями

Теперь в ФЗ-229 Об исполнительном производстве детально прописан порядок взыскания денежных средств в банках, компаниях, где трудоустроен должник. При этом делается акцент на том как защитить граждан-должников от исполнительного произвола и ошибок. А именно, при аресте, изъятии и ином взыскании денег, валюты ответчика четко контролируется неприкасаемость социальных выплат и допустимого взыскательного лимита.

Речь идет о статье 101 Закона, где указаны разновидности социально-значимых доходов: пособия на детей, алименты, выплаты в счет возмещения вреда здоровью, потери кормильца, средства, выделенные пострадавшему в чрезвычайной ситуации и пр. А также о статье 99, в которой сказано, что в месяц можно забирать у гражданина не более 1/2 всех доходов (в том числе зарплата), а по алиментам не более 75%. Если раньше об этом было сказано только в этих двух статьях, ныне это четко пропечатано в других нормах, где есть упоминание об аресте, взыскании денег. Подробно обозначена компетенция исполнительных органов и других субъектов, производящих удержания.

Какие обязательства возникли у работодателя должника

закон 229 ФЗ об исполнительном производствеКомпания, начисляющая зарплату своему работнику (который является должником в исполпроизводстве), вправе вычитать по исполлисту только ту денежную массу, на которую нет иммунитета на принудительное изъятие. То есть не «в слепую» урезать от всей начисленной зарплаты должника-работника, а с учетом требований статей 99 и 101 Закона.

В расчетной ведомости (о выплате зарплаты или иного дохода должнику) фирма обязана указывать коды видов доходов, которые нельзя взыскивать (инструкции о том как правильно вносить эти коды сейчас разрабатывает Банк РФ).

Если деньги получает работник в банке (не в кассе предприятия), то работодатель должен банку, куда поступают зарплатные деньги, предоставить полный расчет уже совершенных удержаний. Так можно будет миновать двойных вычитаний.

До этого многие работодатели, не вникая в детали, бесцеремонно недовыплачивали заработанные деньги по постановлению СПП. А выяснение всех обстоятельств сваливали на проштрафившегося работника.

Обязанности, установленные за банками

По зарплатным счетам. Банк руководствуется сведениями о списанных суммах, которые указаны в расчетных документах работодателем. Самостоятельное взыскание сверх указанных сумм не допускается. Соответственно блокировать (не выдавать) такие средства («очищенные» от взыскательных мер) банк не может.

По специальным (на которые поступают госпособия, соцвыплаты и т.п.) и стандартным денежным счетам (вклады, депозиты, расчетные, прочее). Прежде чем исполнять требование судебного пристава, финансовое учреждение производит расчет тех средств, которые можно заблокировать (арестовать или удержать). А потом с соответствующими средствами проводит манипуляции. При этом порядок такого расчета и манипуляций определяет Минюст РФ, согласуя с Банком России (что соответствует духу статьи 3 Закона Об исполпроизводстве). А те деньги, на которые установлен исполнительный иммунитет, должны в полном объеме поступить в распоряжение клиента.

Оповещение пристава или взыскателя. О произведенных удержаниях финансовая организация в течение 3 дней извещает пристава или истца (в зависимости от того кто инициировал процедуру), что позволяет соблюдать принцип своевременности при исполнении решения суда, предусмотренный статьей 2 ФЗ №229-ФЗ.

По закону взыскание может производится не только сотрудниками ФССП, но и банками напрямую на основании заявления кредитора и исполнительного листа (ст. 8 Закона «Об испол.производстве»). Эти процедуры с точки зрения сохранения социальных денег и пределов взыскания ничем не отличаются друг от друга. Введенные правила должны пресечь произвол и ошибки, которые встречались со стороны отдельных кредитных организаций.

Действия судебного пристава при изъятии денег

При обнаружении запаса наличных денег, пристав вправе их конфисковать с составлением акта. Наличность может быть обнаружена по месту жительства, работы, в банковской ячейке ответчика. Отнятые, в соответствии со статьей 33 Закона, рубли или валюта без промедления (не позднее следующего банковского дня) сдаются на спецдепозит и уже не принадлежат бывшему владельцу. У должника есть возможность отстоять часть или даже всю сумму. Но нужно документально подтвердить, что финансы, которых он лишился, ничто иное как социальные выплаты, пособия, компенсации, тому подобное.

О доходах, подлежащих иммунитету

Поправки в закон об исполнительном производстве расширили список доходов, на которые не должно обращаться взыскание. Это суммы:

  • единовременной помощи в связи с утратой вещей первой необходимости;
  • пособий лицам, здоровью которых причинен вред различной степени;
  • выплат членам семьи гражданина, погибшего в результате чрезвычайной ситуации.

О полномочиях пристава

Расширены полномочия работников ФССП. С целью выяснения финансового состояния должника приставы вправе требовать от налоговых органов данные, которые нужны для полного исполнения предписаний в исполнительном листе:

  • о количестве, видах банковских счетов;
  • о движении национальной или иностранной валюты на счетах;
  • о суммах денег, которые имеются на остатках в банках;
  • об имуществе (его стоимость, место нахождение, факте регистрации и пр.);
  • о подаваемых декларациях и уплачиваемых суммах налогов;
  • любую иную информацию, которой располагает ФНС.

При этом налоговая инспекция не сможет отказать в предоставлении таких данных даже ссылаясь на налоговую тайну.

Таким образом, приставу будет сложнее оправдать свое бездействие и не будет оснований для возврата испол.документа заявителю ввиду отсутствия информации о должнике, его имуществе, как это предусмотрено в статье 46 ФЗ-229.

Дополнительные поправки к исполнительному производству

Кроме вышеуказанной реформации, с конца 2018 года по март 2019 года было еще несколько изменений в закон об исполнительном производстве. Пусть они не столь существенные как в поправочном законе №12-ФЗ, но всё же требуют отдельного внимания. Затронуты вопросы уплаты исполнительского сбора, окончания производства, введение нового вида исполнительного документа.

Об исполнительском сборе

Если в производстве несколько солидарных должников (коллективно отвечающие по долгу, то есть все в равной повинности), то исполнительский сбор при просрочке добровольного погашения долга уплачивается в едином размере на всех (в сумме 7% от суммы задолженности, но не менее 1000 руб. для физ.лиц и 10 000 руб. для фирм). А не с каждого должника по полной сумме.

То есть сбор делится на количество долей в зависимости от количества должников. У каждого содолжника одинаковый размер доли. А если один уплатит (принудительно с него взыщут) полную сумму сбора, то он может с других должников-дольщиков отдельно по регрессу компенсировать эту переплату.

Раньше в подобных ситуациях, приставы действовали по своему усмотрению. Иногда, нарушая права участников испол.производства, истребовали несколько исполнительских сумм. Всё потому что не было детального описания в правовом акте.

О производстве при ипотеке

2019 года действующая редакция законодательства коснулась вопроса соотношения ипотеки с завершением испол.производства.

Предусмотрена защита должника в том случае, если он не в состоянии исполнять ипотечные обязательства, а на жилье обращено взыскание в пользу кредитной организации.

Случалось и такое, что должник лишался приобретенной по ипотеке квартиры. Несмотря на это, оставалась немалая задолженность по кредиту.

Ипотечный закон гласит, что обязательства сторон прекращаются:

  • если банк (залогодержатель) получает страховую сумму по соглашению о страховании ответственности заемщика;
  • а когда страховщик (который должен страх.сумму банку) обанкротился, то происходит прекращение обязательств с момента реализации заложенного жилья (либо когда банк оставляет себе предмет ипотеки).

Теперь и исполнительский закон гласит, что в таких ситуациях взыскательное производство прекращается. Обратим внимание, правило о прекращении работает, когда должник и банковская организация позаботились о страховании залогового риска при заключении ипотеки.

Вопрос:
если пристав-исполнитель бездействует, как возместить ущерб?

Ответ юриста. Когда исполнение обязательств по ипотеке прекращается, пристав не вправе взыскивать сборы, штрафы, затраты на осуществление исполнительных действий. Иначе это противоправные действия, убыток можно будет взыскать с РФ.

Производство в отношении граждан-заемщиков по ипотечно-жилищным кредитам, оказавшихся в трудной финансовой ситуации

Это российская программа, которая действует с 2017 года. Социально незащищенные лица (участники этой программы) могут рассчитывать в качестве меры господдержки на реструктуризацию займа.

Если указанные события происходят, то пристав должен прекратить исполнительное производство по такому должнику.

Но такой заёмщик-должник должен предъявить в СПП соответствующее решение комиссии об одобрении реструктуризации. Именно он должен проявить инициативу и тогда будет окончено производство по всем канонам статьи 47 Закона. И если после передачи такой информации пристав будет продолжать производство, то такие действия будут незаконны. Нарушением будет и взимание исполнительского сбора, не смотря на просрочки и прочие обстоятельства.

Однако, что изъято до предъявления приставу информации о реструктуризации, то не подлежит возврату (кроме уплаченного испол.сбора).

Новый исполнительный документ

Недавно в госструктуре появилось новое должностное лицо с властными функциями – уполномоченный по правам потребителя финуслуг. Оно улаживает разногласия между финансовыми учреждениями и заёмщиками. В том числе может рассматривать кредитные споры и давать распоряжения по сути спора.

А если банки будут уклоняться от выполнения этих предписаний, то выдается удостоверение. Его приравняли к исполнительному документу. До поправок такого документа не было вообще.

Возбуждая производство, в соответствии со статьей 30 Закона, у ФССП должно быть основание – испол.документ. Теперь наравне с испол.листом, судебным приказом таким основанием может служить удостоверение финансового уполномоченного.

Взыскание периодических платежей

В 4 раза увеличена сумма задолженности, до которой возможно направление исполнительного листа непосредственно по месту работы должника для удержания периодических платежей.

Этот порог стал равным 100 тыс. руб.

Допустим, в отношении гражданина имеется судебный приказ о взыскании арендной платы за квартиру в общей сумме 95 тыс. руб. Должностное лицо СПП установило, что должник работает в администрации города. Соответственно зарплату выплачивают постоянно и в достаточном размере. Поэтому пристав смело издает постановление и направляет на исполнение к работодателю.

Ранее предельная сумма составляла 25 тыс. руб., что было неудобно для взыскания через работодателя. В основном подобным способом взыскивали алименты.

 

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней.

Наши партнеры - юридическая компания ответит на ваш вопрос в течение 15 минут

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарий появится на сайте после прохождения модерации, не нужно отправлять его несколько раз. Нажимая кнопку «Отправить комментарий», вы соглашаетесь с условиями Политики в отношении персональных данных и Пользовательским соглашением.